10 февраля — День явления Вишнуприи Деви

Всевышний Господь обладает тремя внутренними шакти (энергиями) – Шри, Бху и Нила. Бху-шакти в гаура-лиле явилась как Шримати Вишнуприя Деви для того, чтобы помочь распространению движения санкиртаны Шри Чайтаньи. Царь Сатраджит, отец Сатьябхамы из Кришна-лилы, явился в Гауранга-лиле как брахман Санатана Мишра, отец Вишнуприи Деви. Шримати Вишнуприя Деви была украшена всевозможными великолепными добродетелями. Она была предана своим родителям и ревностно следовала всем предписаниям священных текстов. Она поклонялась Туласи Деви, соблюдала обет аскета, каждый день трижды принимая омовение в Ганге. Каждый раз, когда она встречала у Ганги Шачи Мату, Вишнуприя смиренно кланялась ей. Шачи Деви часто приходила в голову мысль, что она могла бы стать идеальной невестой для ее сына Нимая. После того, как Лакшмиприя Деви, первая женаГоспода Чайтаньи, «умерла, не пережив разлуки с Господом», Нимай Пандит женился на Шримати Вишнуприи Деви. В «Чайтанья-мангале» и «Чайтанья-бхагавате» приводится подробное описание их свадебной церемонии.

Буддхиманта Кхан, богатый землевладелец, взял на себя все расходы за проведение по-царски пышной церемонии бракосочетания Божественной Четы – Вишнуприи и Шри Нимая Пандита. Все жители Навадвипы и соседних деревень посетили эту церемонию, во время которой их глаза были прикованы к лицам Господа и Его супруги.

Вайшнавы воспевали славу Хари. Брахманы очертили вокруг Господа круг и начали декламировать Веды. Все вокруг было затоплено морем радости. Те, кто не утонули в нем, плавали на его волнах. Помимо этой церемонии, Вриндавана дас Тхакур больше не приводит никаких упоминаний о лилах Вишнуприи.

В «Чайтанья-мангале» Лочана дас Тхакур рассказывает об играх, не упоминающихся больше нигде. Он повествует об удивительно трогательной беседе, состоявшейся вечером за день до принятия Господом санньясы между Господом Гаурангой и Вишнуприей Деви:

«Дрожащим от глубоких переживаний голосом, Вишнуприя сказала: «Скажи мне, О Прананатха (Повелитель моей жизни), правду говорят люди, что Ты намереваешься принять санньясу и оставить меня? Ведь если я не смогу видеть Тебя, будет лучше, если я выпью яда и так покончу со своей жизнью».

«Шри Гаура Райя отвечал ей нежными, проникнутыми состраданием словами: «Вишнуприя, для Меня ты так же дорога, как сама жизнь. Но нет повода для тревоги. Пожалуйста, послушай, что я тебе скажу, потому что это поможет тебе. Единственная истина в этом мире воплощена в Бхагаване и вайшнавах. Все остальное – это иллюзия. Отцы, матери, дети, взаимоотношения между мужчиной и женщиной также иллюзорны. Кришна – повелитель и истинный супруг человека. Не скорби, не беспокойся. Тебя зовут Вишнуприя. Поэтому осуществи истинное предназначение Вишнуприи и всегда думай о Кришне, пребывающем в твоем сердце».

«Тогда Гаурасундара явил ей Свою четырехрукую форму, которая помогла Вишнуприе раскрыть Его высшее положение, и помогла Вишнуприе избавиться от скорби и боли. Она почувствовала блаженство. Видение и наставления Махапрабху избавили ее от замешательства. Однако она продолжала считать Его своим мужем».

«В рыданиях, упав к стопам Господа Чайтаньи, она сказала: «Я умоляю Тебя принять мое смиренное предание. Ты – самый дорогой мой повелитель, Господь моей жизни и мое единственное сокровище. Без Тебя, лишенная возможности служения Тебе, я никто».

«Господь Гауранга в Своем уме обнял Вишнуприю и даровал ей Свою милость, произнеся следующие слова: «Я буду странствовать тут и там. Но куда бы ни пошел, Я буду всегда оставаться здесь».

«Осознав независимую природу Господа Гауры, Вишнуприя сказала: «Ты должен поступать так, как считаешь нужным, мой повелитель. Пусть Твоя божественная миссия будет исполнена беспрепятственно» («Чайтанья-мангала»).

После того, как Шри Нимай Пандит покинул Навадвипу, Вишнуприя начала вести жизнь аскета и самоотверженного преданного. Она стала худой словно серп Луны перед наступлением амавасьи (новолуния). Следуя строгой садхане (духовной практике), после каждого прочитанного круга джапы она откладывала по одному рисовому зернышку, чтобы вечером приготовить этот рис, предложить его своему Божеству Махапрабху и затем принять прасад. Божество Дхамешвара Махапрабху, которому поклонялась Вишнуприя, находится сейчас в Навадвипе. Шриман Махапрабху принимает в этой форме поклонение и раздает безграничную милость.

Большой храм с просторной алтарной находится в черте города Навадвипы, неподалеку от храма Праудха-майи. Главное Божество в нем – Дхамешвара Махапрабху, Господь Чайтанья, протянувший руки вперед. Божества Шри Чайтаньи бывают трех видов. Первый – когда Его руки подняты – изображает Его настроение преданности. Этот образ вдохновляет преданных просить Господа о милости и вручить себя Ему. Второй – когда одна рука поднята, другая – опущена. Это изображение танца Махапрабху. Третий – когда опущены две руки (как и в этом храме) – отражает настроение необычайного великодушия Господа, аударьи. Господь словно просит преданного вернуться, показывает, что готов принять его: «Иди ко Мне, Я дам тебе любовь к Кришне!».

Это прекрасное Божество, сделанное из дерева ним, ранее принадлежало Вишнуприи, супруге Господа, которая поклонялась ему после того, когда Чайтанья Махапрабху принял санньясу. Она начала поклонение, когда ей было всего шестнадцать, и продолжала до самого ухода (по некоторым данным, она дожила до девяноста шести лет). Впоследствии Божество перешло к преданному слуге Вишнуприи, Вамшивадане Тхакуру, который считается воплощением флейты Кришны. Он и перенес его сюда после ухода своей госпожи. На алтаре также хранятся деревянные сандалии, которые когда-то носил Шри Чайтанья Махапрабху. Напротив алтаря, у дальней стены, согласно ведической традиции, установлено божество Гаруды.

В «Навадвипа-дхама-махатмье» Шрила Бхактивинода Тхакур рассказывает краткую историю этого Божества: «Существует очень красивое Божество Гауранги, принадлежащее Вишнуприи, которое в будущем брахманы из рода Джаганнатхи Мишры перенесут в Саттикару. Спустя четыреста лет после явления Господа Гауранги в этот мир поклонение Божеству вновь поднимется на высочайший уровень».

В «Навадвипа-дхама-махатмье» рассказывается история о том, как Господь Рамачандра раскрыл жене тайну Своего грядущего явления в образе Шри Гауранги. При этом он сказал ей: «В разлуке с тобой Я буду поклоняться золотому Божеству Ситы в Айодхье [это случилось после того, как Рама вновь вернулся на престол, а Сита отправилась в изгнание, в ашрам Вальмики Муни]. А ты, в разлуке со Мною [в образе Гауранги] будешь поклоняться Моему Божеству и распространять Мою славу». Шримати Вишнуприя, будучи воплощением Ситы, испытала на себе всю тяжесть этих слов Господа. В настроении разлуки восемьдесят лет она служила Божеству Дхамешвары Махапрабху.

НАШИ ПРОЕКТЫ

Вегетарианское кафе Говинда

Маха-мантра йога

Вегетарианский детский садик «РАДА»

УчиШастры

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Клуб Психология 3000

Клуб Благость

Пища жизни

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Адрес: Омск, ул. 10-я Северная, 42

Тел: 8 (913) 975-32-08