21 СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ УХОДА ДЖИВЫ ГОСВАМИ

Часть 2

ТРУДЫ ДЖИВЫ ГОСВАМИ

Шрила Джива ГосвамиШрила Джива Госвами написал множество книг и комментариев. Вместе они, по словам Кришнадаса Кавираджа, составляют 400 000 стихов, то есть по размеру в четыре раза превышают грандиозный эпос древней Индии, Махабхарату. И это при том, что стиль философских трудов Дживы Госвами отличается лаконичностью и максимальной насыщенностью.

Мы опишем только самые главные из работ Дживы Госвами.

«Бхакти-ратнакара» перечисляет двадцать пять книг, написанных Шрилой Дживой Госвами. Все эти труды сделали его одним из величайших религиозных философов за всю историю человечества. Однако самым главным трудом его жизни, безусловно, является «Бхагавата-сандарбха» (суть «Шримад-Бхагаватам»), или «Шат-сандарбха», шеститомное произведение, в котором он систематически излагает учение Гаудия-вайшнавов на материале «Шримад-Бхагаватам». По словам самого Дживы Госвами, идея этого труда принадлежала Рупе и Санатане, которые доверили его своему племяннику, а черновые наброски к Сандарбхам сделал их друг, Гопала Бхатта Госвами. Кришнадас Кавираджа пишет, что «Шат-сандарбха» содержит в себе квинтэссенцию всех священных писаний мира и что в ней «Шри Джива Госвами открыл людям истину о духовной любви Кришны».

«Шат-сандарбха» анализирует «Шримад-Бхагаватам» в соответствии с категориями Веданты: самбандхой, абхидхеей и прайоджаной. Самбандха-таттва устанавливает отношения между основными категориями, абхидхея-таттва объясняет путь, ведущий к достижению цели, а прайоджана-таттва описывает высшую цель. Первые четыре книги, «Таттва-сандарбха», «Бхагавата-сандарбха», «Параматма-сандарбха» и «Шри-Кришна-сандарбха», разбирают самбандха-таттву, «Бхакти-сандарбха» анализирует абхидхея-таттву, а «Прити-сандарбха» объясняет прайоджана-таттву.

«Таттва-сандарбха» доказывает авторитет «Бхагавата-пураны» как высшего откровения, тем самым формируя основу для дальнейшего обсуждения. Там же опровергается философия адвайта-вады. Это, пожалуй, самое подробное изложение гносеологии гаудия-ваишнавов. «Бхагават-сандарбха» обосновывает, что высшей истиной является Бхагаван Нарайана в Его многочисленных формах, а «Параматма-сандарбха» описывает природу материального мира, природу иллюзорной энергии, природу индивидуальной души и их отношения с Творцом.

«Кришна-сандарбха» самая длинная из четырех произведений и, может быть, самая важная доказывает, что Кришна (а не Нараяна) является изначальным Верховным Господом, Бхагаваном, и что Его дхама и Его слуги вечны. В начале «Гопала-чампу», своего главного поэтического труда, Джива Госвами утверждает, что все это произведение суть поэтическое изложение философских истин, доказанных в «Кришна-сандарбхе». Семенем этого труда является стих из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.59): «Хотя повелитель Лакшми (Нараяна, Владыка Вайкунтхи) и Шри Кришна с философской точки зрения неотличны друг от друга, Кришна превосходит Нараяну с точки зрения расы. Его образ – воплощение высшей расы и ее вместилище». В этом труде Джива Госвами на материале «Шримад-Бхагаватам», других Пуран и тантр доказывает, что Кришна является источником Нараяны, а Лакшми, супруга Нараяны, является (всего лишь )экспансией Радхи. Так, в этих четырех трактатах, по словам Дживы Госвами, было доказано, что высшим и самым совершенным проявлением того, с кем связана индивидуальная душа, является Господь Мадхава в сопровождении Радхи.

Дополнением к первым четырем «Сандарбхам» является трактат «Сарва-самвадини», в котором Джива Госвами опровергает адвайта-ваду и другие распространенные в его время системы философии и приводит дополнительные аргументы в пользу Гаудия-вайшнава-сиддханты. В частности, именно в нем подробно обосновывается божественный статус Шри Чайтаньи. Этот труд знаменит тем, что именно в нем впервые появляется термин «ачинтья-бхеда-абхеда», под которым ныне известна философия Гаудия-вайшнавов.

«Бхакти-сандарбха» описывает различные аспекты садханы, обряды и обязанности, которые нужно исполнять, чтобы обрести любовь к Кришне. «Прити-сандарбха» – самая длинная из всех – основана на трудах Рупы Госвами по бхакти-расе, «Бхакти-расамрита-синдху» и «Удджвала-ниламани», а также на «Вайшнава-тошани», комментарии Санатаны Госвами к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» и трудах по эстетике.

«Радха-кришна-чарана-дипика» доказывает необходимость поклонения Кришне вместе с Его шакти, Шримати Радхарани. Поклонение Шримати Радхарани вместе с Кришной было введено Джахнавой деви, и в своем труде Джива Госвами обосновывает эту практику.

«Мадхава-махотсава» – первое поэтическое произведение Дживы Госвами и описывает эпизод из «Падма-пураны», в котором рассказывается о коронации Шримати Радхарани.

Среди комментариев, написанных Дживой Госвами, первым следует упомянуть «Крама-сандарбху», седьмую «Сандарбху», его комментарий к «Шримад-Бхагаватам», включающий в себя основные комментарии к стихам «Шримад-Бхагаватам», сделанные в «Шат-сандарбхе».

«Лагху-вайшнава-тошани» – сокращенный и отредактированный вариант комментария Санатаны Госвами к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», написанный Шри Дживой по поручению самого Санатаны Госвами.

«Диг-даршини» – комментарий Дживы Госвами к «Брахма-самхите» в значительной степени основан на его же «Кришна-сандарбхе» и содержит подробное описание Голоки.

«Дургама-сангамини» – подробный комментарий Дживы Госвами на «Бхакти-расамрита-синдху».

«Лочана-рочани» – его комментарий на «Удджвала-ниламани».

«Сукха-бодхини» – его комментарий на «Гопала-тапани-упанишад».

«Хари-намамрита-вьякарана» – грандиозный труд по грамматике санскрита, где вся санскритская грамматика изложена в сутрах, а в виде всех грамматических терминов используются имена Кришны.

«Бхати-расамрита-шеша» – аналогичный труд по поэтике (аланкара-шастра). В нем эстетика излагается в категориях, приемлемых для вайшнавов на примере жизни Кришны. Наконец, «Гопала-чампу» – одно из самых значительных и обширных произведений Дживы Госвами, написанное им в очень преклонном возрасте. В нем жизнь Кришны описывается на основании «Вайшнава-тошани», комментария Санатаны Госвами к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» и трудах Рупы Госвами. В этой книге подробно описывается рождение Кришны во Врадже, Его возвращение во Врадж из Двараки и восхождение на Голоку.

Последний труд Дживы Госвами, «Санкальпа-кальпадрума», описывает нитья-лилу Кришны на Голоке Вриндаване. Обращаясь к уму, Джива призывает его постоянно помнить об этой нитья-лиле, чтобы в момент смерти ум мог перенести в неё душу.

НАШИ ПРОЕКТЫ

Вегетарианское кафе Говинда

Маха-мантра йога

Вегетарианский детский садик «РАДА»

УчиШастры

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Клуб Психология 3000

Клуб Благость

Пища жизни

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Адрес: Омск, ул. 10-я Северная, 42

Тел: 8 (913) 975-32-08