8 ноября — Уттхана экадаши, начало Бхишма-панчаки

В этот день пробуждается Господь Вишну после сна в Чатурмасьи, в этот день начинают пост Бхишма-панчака. Хорошее время, чтобы испросить благословений на духовное и материальное продвижение.

 

«О брахмана, что бы ни делал человек на Прабодхани (Утхана): омывался в священной реке, давал пожертвование, совершал аскезы или совершал жертвоприношение для удовольствия Господа Джанарданы, — это принесет безграничное благо».
«Хари-бхакти-виласа»

 

Слава Уттхана экадаши описана в «Сканда Пуране» в беседе Господа Брахмы и Нарады Муни.

Однажды Господь Брахма сказал Нараде Муни: «О, лучший из мудрецов! Пожалуйста, услышь от меня о славе Уттхана экадаши, который разрушает следствия всех греховных поступков, увеличивает благочестие и награждает освобождением. О, лучший из браминов! Верховное положение Ганги оставалось низменным до тех пор, пока в этом мире не проявился Уттхана экадаши, который выпадает на период растущей луны в месяце октябре/ноябре и сжигает все грехи дотла. Влияние благочестия океанов и озёр было несравненным до тех пор, пока не проявился Уттхана (Харибодхини) экадаши. Результат, достижимый благодаря совершению тысячи жертвоприношений коня и сотни жертвоприношений Раджасуйя, может быть легко достижим благодаря соблюдению этого экадаши».

Услышав эти слова Господа Брахмы, Нарада Муни сказал: «О, дорогой отец! Пожалуйста, расскажи мне, какую заслугу можно обрести, если есть один раз в день, только ужинать вечером и полностью поститься?»

Господь Брахма отвечал: «Если человек ест один раз в день, тогда разрушаются следствия греховных поступков одной жизни. Если он только ужинает, тогда разрушаются следствия греховных поступков двух жизней, а если он постится полностью, тогда разрушаются следствия греховных поступков семи жизней. О, дорогой сын! Этот Уттхана экадаши награждает всем, что незримо, не является объектом стремления и редко встречается в трёх мирах. Этот экадаши сжигает дотла грехи, размерами своими подобные горе Мандара. О, лев среди мудрецов; если человек обретает какую-либо заслугу в этот день экадаши, тогда он получает результаты, равные горе Сумеру. В телах людей, которые не молятся Господу, которые не следуют своим обетам, которые лишены веры в Бога, которые поносят Веды, которые хулят священные писания, которые наслаждаются чужими женами и лишены разума, не могут пребывать религиозные принципы.

Человек не должен грешить; напротив, он должен совершать благочестивую деятельность. Если человек склонен к благочестивой деятельности, тогда его религиозные принципы не разрушаются. Если человек с решимостью следует обету Уттхана экадаши, то разрушаются следствия его грехов, совершённых в течение ста жизней. Если человек бодрствует в ночь Уттхана экадаши, тогда его предки, родственники в текущей жизни и потомки в будущем – все возвращаются в обитель Вишну.

О, Нарада! Человек, не соблюдающий обет экадаши в месяц Картик, и не поклоняющийся Господу Вишну, лишается всего накопленного им благочестия. О, лучший из браминов! Потому непременно следует молиться Господу Вишну в месяц Картик. Если в месяце Картик человек питается тем, что готовит для себя сам, он получает результаты соблюдения Чандраяна враты. Если в месяц Картик человек слушает повествования о Господе Вишну и прославляет Его, то он получает результаты, достижимые благодаря раздаче ста коров.

Регулярно изучая писания, человек получает результаты совершения тысячи жертвоприношений. Человек, который слушает о Господе, а затем даёт оратору дакшину – согласно своим возможностям – отправляется в вечную обитель Господа».

Нарада Муни сказал: «О, Господь! Милостиво расскажи мне о процедуре соблюдения экадаши».

Великий отец Брахма отвечал: «О, лучший из дваждырождённых! Следует проснуться рано утром, в период Брахма Мухурты и, омыв рот и совершив полное омовение, нужно поклоняться Господу Кешаве. Затем следует дать обет, повторяя такую мантру: «Я буду поститься в день экадаши и есть лишь в день Двадаши. О, Пундарикакша! О, Ачьюта! Я вручаю себя тебе! Пожалуйста, защити меня». Следует радостно и с преданностью соблюдать обет экадаши, а в течение ночи следует бодрствовать рядом с божеством Господа Вишну. Бодрствуя всю ночь, человек должен слушать о трансцендентных качествах Господа. Любой благочестивый человек, который следует этим наставлениям, достигает высшей цели. В день экадаши следует воздерживаться от любых проявлений жадности».

Господь Брахма продолжил: «Если человек поклоняется Господу Джанардане, поднося ему цветы Кадамба, то он не отправляется в обитель Ямараджа. Если человек поклоняется Господу Гарудадвадже или Господу Вишну, в месяц Картика поднося им цветы розы, то он непременно обретёт освобождение. Если человек поклоняется Господу, поднося ему цветы Бакула и Ашока, то он избавляется от скорби на период, столь же долгий, как период пребывания в небе солнца и луны. Если человек поклоняется Господу, поднося листья сами, то он избегает наказания Ямараджы. Если человек поклоняется Господу Вишну, контролирующему полубогов, поднося ему листья Чампака в период дождей, то ему не приходится вновь рождаться в материальном мире. Если человек предлагает Господу Вишну жёлтые цветы кетаки, то все следствия его греховных поступков, накопленные в течение миллионов жизней, разрушаются. Если человек предлагает Господу Джаганнатху сто красных благоуханных цветков лотоса, то он возвращается в обитель Господа, известную как Шветадвипа.

О лучший из браминов! Следует бодрствовать в ночь экадаши. В день двадаши необходимо поклоняться Господу Вишну и завершить соблюдение обета, накормив браминов. Если человек, насколько позволяют его возможности, поклоняется духовному учителю и раздаёт дары, то он удовлетворяет Верховного Господа».

Последние пять дней месяца Карттики традиционно называются Бхишма-панчака. В эти дни ушёл Бхишмадев. В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что в Бхишма-панчаку ради удовлетворения Господа человеку следует соблюдать пост на определенные виды пищи. Хотя это ограничение не обязательно, Кришна остается доволен таким человеком. Таким образом, если Вы не соблюдали поста в Чатурмасью, то пост в Бхишма-панчаку выполнит роль Чатурмасьи.

В эти дни можно выбрать для себя подходящий рацион – это может быть пост на экадашном прасаде, на хавишье, на фруктах, на молоке или на воде. О Бхишма-панчаке рассказывается в таких писаниях, как Падма-пурана (Брахма-кханда, гл. 23), Сканда-пурана (Вишну-кханда, Карттика-махатмья, гл. 32), Гаруда-пурана (Пурва-кханда, гл. 123).

Пост — это не только ограничения для языка, но и, в первую очередь, возможность для ума сосредоточиться на духовном. Поскольку это дни ухода деда Бхишмы, и у него не осталось прямых потомков, преданные, как его потомки, предлагают ему подношения. Каждый день следует непосредственно или в уме совершать омовение в священной Ганге, которая считается матерью Бхишмадевы, а ему самому предлагать воду Ганги. Кроме того, рекомендуется повторять как можно больше Святых Имен, молиться о чём-то сокровенном. Самое главное – делать это с любовью, уважением и почтением.

«Если человек способен, он должен соблюдать обет Бхишма-панчака для удовольствия Верховного Господа. Этот обет соблюдается пять дней, начиная с Экадаши растущей луны месяца Карттика».
«Хари-бхакти-виласа», 16.434

В дни Бхишма-панчаки нужно постараться принять посильный уровень поста, например без зерновых, читать больше джапы, бывать почаще в храме, можно оплатить подношение Божествам.

Выход из экадашного поста 9.11, в субботу с 08:25 до 11:22.

Пост на Бхишма-панчаку прерывается в раса-пурниму, последний день Чатурмасьи, во время второго приема прасада (обычно после 16 часов).
Есть три уровня строгого соблюдения этого поста:
1) Первый уровень (самый высокий) — на панча-гавье (в каждый из 5 дней принимать только один из 5 продуктов, которые получают от коровы:
первый день — навоз (го-майя),
второй день — мочу (го-мутра),
третий день — молоко (кшира),
четвертый день — йогурт (дадхи),
пятый день — смесь всех продуктов коровы (панча-гавья).

Если вы не можете следовать этому посту, можно принять второй уровень поста. В Маяпуре преданные вместе с Е.С.Шрилой Джаяпатакой Свами каждый год соблюдают именно этот пост.

2) Второй уровень — на кореньях, фруктах, орехах. Все отварное или сырое, не жареное, можно с черной солью (если нет черной, другую не используйте), без масла. Обычный набор: вареный картофель (обычный и сладкий), репа (сырая), арахис (вареный), изюм с фисташками, апельсины (сладкие), яблоки, груши, финики, манго, бананы. Из специй — корень имбиря и куркумы (не порошок, т.к. в нем рисовая мука). Морковь и свекла не рекомендуются. Нельзя употреблять и то, в чем много косточек (огурцы, гранаты, папайю, арбузы, дыни, гуаву).

Если вы не можете следовать этому посту, примите третий уровень поста.

3) Третий уровень — на хавишье (разновидность кичри: рис и мунг-дал, любой). Соль только черная (если нет черной, другую не используйте), без специй, без масла какого бы то ни было вида, но можно после окончания готовки добавить гхи. По желанию в нее можно также добавить молоко, шпинат. Хавишья должна быть приготовлена за один раз, мунг-дал и рис кладут вместе. Когда вы снимаете хавишью с огня, готовка считается законченной.

Выберите тот уровень поста из трех, который более удобен для вас. Этот пост не должен мешать вашей садхане и обычному преданному служению. Время приема прасада и количество — обычные для вас.

Источники: «Падма-пурана», Брахма-кханда, гл. 23; «Сканда-пурана», Вишну-кханда, Карттика махатмья. гл. 32; Гаруда-пурана, Пурва-кханда, гл. 123

Пост прерывается зернобобовой пищей, содержащей урад-дал (т.к. в последний месяц Чатурмасьи соблюдают пост на этот вид дала). Поскольку в России и других странах СНГ большинство преданных не употребляют урад-дал, то прервать пост можно любой зернобобовой пищей.

В эти дни поклоняются махаджану Бхишмадеве следующим образом: каждый день принимают омовение в Ганге (матери Бхишмадевы) и 3 раза предлагают ему воду Ганги, произнося мантру «ом бхишмадевая триптатам» — «предлагаю это подношение Бхишмадеве». Вода зачерпывается в сложенные ладони, предлагается этой мантрой и затем выливается в Гангу с кончиков пальцев все также сложенных ладоней.
Если у вас Ганга поблизости не протекает, то проделывайте это в уме. Также рекомендуется в эти дни читать больше святых имен.

НАШИ ПРОЕКТЫ

Вегетарианское кафе Говинда

Маха-мантра йога

Вегетарианский детский садик «РАДА»

УчиШастры

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Клуб Психология 3000

Клуб Благость

Пища жизни

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Адрес: Омск, ул. 10-я Северная, 42

Тел: 8 (913) 975-32-08