Как правильно провести священный месяц Карттика

Карттика, Дамодара — самый лучший и славный месяц, чистейший из чистых. Он особо дорог Господу Кришне, потому что посвящён Его Вечной Возлюбенной Шримати Радхарани.
Этот месяц полон Бхакта-ватсалйи. Карттика — время обетов. Любой обет в этот месяц, даже небольшой, принесёт огромные результаты. Влияние совершённой Карттика-враты продолжается сто жизней, в то время как влияние обычных врат продолжается только на эту жизнь. Суть Карттика-враты — стараться совершать больше преданного служения Господу.
Особенность месяца Дамодара в том, что Шримати Радхарани и Всевышний Господь очень милостивы в месяц Карттика и с легкостью раздают Свою беспричинную милость. И самый простой способ удовлетворить Господа в этот дорогой для Его сердца период — это каждый день предлагать Ему лампадку или фитилек с гхи и петь для Него «Дамодараштаку».

В «Хари-бхакти-виласе» (15.266) говорится: обет, врата, считается совершенным (парам), если о нем можно сказать, что, во-первых, он приносит удовлетворение Господу, во-вторых, что он предписан и одобрен Писаниями и, в третьих, неисполнение такого обета приводит к негативным последствиям.

 

ОБЕТЫ КАРТТИКИ

Падма-пурана перечисляет пять важнейших врат. Тот, кто сможет исполнить их, считается исполнившим Карттика-врату в полной мере.
1) Хари-джагаранам (бдение ради Хари)
2) Утреннее омовение в святом месте
3) Служение Туласи
4) Праздник по завершении враты
5) Поднесение Дамодаре дипов (лампадок).

Конечно же, каждый преданный вправе выбирать те обеты, которые ему по силам.

1) Хари-джагаранам
Хари-джагаранам означает бдение во время арунодайи (примерно за полтора часа до восхода солнца) либо в последнюю четверть ночи. Хари-джагаранам надо совершать либо в храме Вишну, либо в храме Шивы, либо у подножия дерева Ашваттхи, либо рядом с Туласи.

2) Пратас-снанам, утреннее омовени в святом месте
У большинства из нас с этим могут быть вполне очевидные проблемы, поэтому, согласно Вишну-пуране, если нет возможности принять омовение в святой реке или озере, можно омыться в обычной реке; если нет реки, то в озере или пруде; если и их нет, то в ручье или роднике. Если и этого нет, то пойдет вода из колодца. А если дела совсем плохи: колодца нет, ближайшие озера и реки покрылись льдом и так далее, — то на худой конец пойдет и вода из душа. Желательно холодная, но если есть уважительные причины (например, болезнь), то можно и тёплой. Если дела совсем плохи и вы в какой-то день Карттики не можете принять омовение, то чтобы не нарушить обет, можно «омыться» Вишну-чаранамритой. Только не в буквальном смысле. Для омовения чаранамритой, ее надо отпить, а ПОТОМ принять ее немного себе на голову. Но даже если не получилось ничего из вышеперечисленного, то обет омовения будет исполненным, если вы сбрызнете себя водой, которой касалась Туласи или омоетесь памятованием имен Вишну.

3) Туласи-cеванам, служение Туласи
Без служения Туласи Карттика-врата не будет полной, но если по какой-то причине у вас нет такой возможности, то вместо Туласи-севы можно провести поклонение вайшнаву или достойному брахману, если же и таковых не найдется, то можно служить коровам. Тогда врата будет также считаться исполненной.

4) Махотсова (праздник) в конце Карттики
Праздник по окончании — обязательно составляющая всех обетов, постов, аскез и так далее.

5) Дипа-данам, поднесение лампадок
Поднесение огня, горящих лампадок — одно из важнейших составляющих арчаны (внешнего поклонения) на Карттику: «Если человек не способен купить масло с ватой для лампадки, то он должен быть готов продать себя в рабство, но вплоть до полнолуния подносить Господу дипам. Деньги для того, чтобы выкупить себя обратно, придут после соблюдения враты. Придут вместе со славой, почетом и хорошим потомством. Тот бедолага, что в Карттику не подносит дипам в храме Кришны, не может называться Вайшнавом».
Сканда-пурана добавляет:
«Как огонь, хоть и содержащийся в любом древе, проявляется лишь после трения, так, без сомнения, и дхарма, хоть и содержащаяся в каждом благом деле, по настоящему проявится, только если поднесен дипам».
Для предложения лампадки в Падма-пуране есть мантра:
damodaraya nabhasi tulayam lolaya saha
pradipan te prayachchhami namo ‘nantaya vedhase

Выше перечислены основные, с точки зрения Падма-пураны, обеты Карттика-враты. Теперь еще несколько не менее важных.

6) Са-Радха-Дамодара-арчанам (поклонение Радха-Дамодаре).
Падма-пурана говорит о славе поклонения Шри Радхе и Шри Дамодаре в месяц Карттика. Это поклонение проводится Божествам (Шри Мурти) Радха-Кришны или же в виде поклонения подношениями одежд, украшений и еды истинному брахману, как форме Дамодары, а его целомудренной супруге — как Радхике. Но самая важная форма поклонения Радха-Дамодаре — это пение «Дамодараштаки», произнесенной впервые Сатйавратой Муни. Как правило, именно этот обет считается основным (по крайней мере в ИСККОН), и все, кто хотя бы пытается серьезно относиться к Карттика-врате, должны непременно повторять «Дамодараштаку» каждый день на протяжении всего месяца Карттика.

7) Гита-ставади (пение став, бхаджанов, молитв и так далее)
Также, помимо обязательного пения «Дамодараштаки», рекомендуется петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать для удовольствия Господа. В особенности для исполнения рекомендуются (помимо «Дамодараштаки») «Сахасра-нама-стотрам» и «Гаджендра-мокшанам» из Шримад Бхагаватам (глава о спасении слона Гаджендры). Проще говоря, петь в Картику больше бхаджанов — очень хороший дополнительный обет.

8) Кришна-катха, беседы о Кришне в обществе вайшнавов
Это всегда благоприятно, но в Карттику благо от любого действия усиливается, так что и общение с вайшнавами на основе обсуждения Писаний даст особый эффект: «Ни принесение пожертвований, ни Ведические жертвоприношения, ни дарение коров или слонов не приносят такого удовлетворения Господу, как беседы по Писания в Картику».
Более того! «Отбрось все обязанности в Карттику! Слушай перед Господом обсуждение Шастр!»
Сканда-пурана добавляет: «Даже полстиха в день, прочитанные в Картику по обету и с преданностью дадут удивительный эффект!»

9) Джапам, повторения Святых Имен
Читать дополнительное количество джапы — очень хороший обет для Карттики.

10) Пост и ограничения в пище
«Зерна или плоды, которые от удара камнем распадаются на две части, называются двидалам… (далее перечисляются многие из двидалов: маш, мунг, фасоль, нут и другие) свежие они или сухие — ото всех них следует отказаться во время Карттики».
Проще говоря, на время Карттики следует воздерживаться от бобовых.

Но все-таки для большинства главным обетом на Карттику должен стать обет… принять на себя хоть какие-то обеты!

Принятие ограничений
Что касается ограничений в данный месяц милости Всевышнего Господа, то это всё индивидуально. Важно помнить одно – что отказ от чего-либо непременно должен быть аскезой, в первую очередь, для ума.

Так те, кто не могут следовать регулирующим принципам в течение всего года, могут делать это на протяжении хотя бы этого священного месяца. Кто нерегулярно практикует духовную садхану, могут сделать её регулярной, например, каждый день читать Бхагавад-гиту, Шримад Бхагаватам или вычитывать все круги утром. Старайтесь отсекать всё неблагоприятное для духовной жизни и заменить его благоприятными вещами — праджалпу (пустые разговоры на мирские темы) заменить на Кришна-катху, вместо просмотра телевизора читать священные писания или пересмотреть «Махабхарату» и «Рамаяну», критику других заменить на прославление форм, качеств и игр Господа. Постарайтесь настроить свой ум на памятование о Кришне. Пусть Святое Имя станет вашим спутником, защитником, надежным другом.

И, давая именно такой обет, преданный непременно удовлетворит Кришну, который больше всего ценит, когда Ему отдают самое дорогое – своё внимание и заботу.

Как и когда начинать и заканчивать Карттика-врату

Карттика-врата является последним месяцем чатурмасья-враты. Она начинается в экадаши либо в двадаши, либо в пурниму (полнолуние). И, соответственно, заканчивается в экадаши, двадаши или пурниму. Некоторые вайшнавы считают, что лучше начинать заранее, то есть с Папанкуша Экадаши.
Дамодара-врата считается полностью завершенной в том случае, если заканчивается, независимо от её начала. Её последние пять дней называются Бхишма-панчака или Вишну-панчака. Это особые дни Карттики. Тот, кто не выполняет правила чатурмасьи, не может называть себя последователем Гсоспода Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь Чайтанья следовал им даже во время Своего путешествия по Южной Индии к храму Ранганатхи. В Падма-пуране говорится, если вы не соблюдали пост в чатурмасью, то, соблюдая пост в Бхишма-панчаку, вы получаете все блага от поста чатурмасьи.

Месяц Дамодара – замечательная возможность углубить свою духовную жизнь, воспользоваться удивительными благами Карттики.

Джай Карттика!
Вся слава Несравненным Шри Шри Радха Говинде!
Вся слава Шриле Прабхупаде!
Вся слава Гуру ИСККОН!
Вся слава вайшнавам!

NiranjanaSwami

НАШИ ПРОЕКТЫ

Вегетарианское кафе Говинда

Маха-мантра йога

Вегетарианский детский садик «РАДА»

УчиШастры

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Клуб Психология 3000

Клуб Благость

Пища жизни

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Адрес: Омск, ул. 10-я Северная, 42

Тел: 8 (913) 975-32-08