МАМА ШРИ ДАМОДАРЫ 8 глава, 1 часть

«Шрӣ Да̄модара-джананӣ»
Комментирует Е.М.Чайтанья Чандра Чаран Прабху

Оказаться связанным стало новым опытом для Кришны, но поначалу Ему это не понравилось. Он подёргал верёвку, опоясывающую Его живот. Узел был очень прочным. Он попробовал потащить за собой ступу. Она не шелохнулась.
От огорчения на глаза Кришны навернулись слёзы. Видя это, обезьяны разволновались, а друзья Кришны попытались с любовью утешить Его. Различные обитатели вселенной сочувствовали Кришне, но, увидев Его лотосное лицо, залитое слезами, очаровались красотой Дамодары и забыли о Его горе и причине, вызвавшей его.

Е.М.Чайтанья Чандра Чаран Прабху:
— Удивительный эффект. Кришна страдает, преданные увидели Его и забыли о Его страданиях. Они очарованы были этой формой Дамодары.

Только совершенные преданные могут в трансе видеть такую трансцендентную красоту, но на этот раз Кришна раздавал Свою милость без всяких ограничений, и потому каждый своими собственными глазами без усилий мог видеть Его.

Е.М.Чайтанья Чандра Чаран Прабху:
— Многие преданные ждут, что же Кришна скажет мне. Что же Он мне скажет? У меня трудности, я иду к Божествам, обращаюсь с молитвой, и что же мне скажет Господь? — Не слышно ничего …
Может через кого-то Он скажет мне, от старших преданных, от гуру может я получу наставление какое-то? Я жду, что Он что-то скажет мне…
Но мы также знаем, что Он может говорить по-разному. Его тело трансцендентное. Он может делать любую вещь, любой частью Своего тела. Своим внешним видом может говорить. Может передать нам информацию глазами с изображения от Божеств.
И здесь как раз, когда преданные видят Его форму, они получают ответы на все свои вопросы. Так часто бывает. Так было с Дхрувой Махараджем, так было с Нарада Муни. Практически все, все чистые преданные, получив даршан от Божеств ли, или непосредственно от формы Кришны (или в уме бывает такой даршан), они получают ответы на свои вопросы. И в то же время Кришна рассказывает Арджуне Бхагавад-гиту, хотя присутствует там как его колесничий, изложения — ответы на вопросы. Здесь как бы Арджуна демонстрирует своё невежество в своих вопросах, сбитый столку Арджуна спрашивает и Кришна его просветляет. Но при более внимательном рассмотрении мы поймём, что Арджуна спрашивает не от себя. Нет. На самом деле Кришна уже ответил на его вопросы. Он спрашивает от имени людей. При внимательном рассмотрении мы можем понять, что Арджуна не мог задать Ему такие вопросы, зная, что перед ним Верховный Господь…
Ачарьи в комментариях говорят, что Арджуна спрашивает не от себя. Арджуна понимает кто перед ним, Арджуна уже осознающая душа, но он входит в эту роль, — поскольку он император, царь; поскольку война, то нужно прояснить смысл происходящего… Это история Кришны, это история передачи знания. Человеческому обществу требуются детальные ключевые ответы, которые необходимы человечеству. Арджуна спрашивает от имени всего человечества, и Бхагавад-гита поэтому сегодня актуальна для всего человечества.
Но можно получить ответ — просто вспомнить Кришну или увидев Божество. Как здесь, в этом случае, бывает достаточно просто одного взгляда, ощущение одного присутствия Бога.

Лицо Кришны, сердце которого было погружено в печаль, уподобилось медленно раскрывающемуся бутону лотоса, постепенно являя Свою божественную красоту во всей её полноте. Сам Кришна горевал, но, оставаясь самой сутью блаженства, Он одним Своим видом устранял всякое горе, кто бы его ни испытывал.

[Он был в горе, но те которые наблюдали за Ним были в счастье. В случае с Арджуной в Бхагавад-гите, наоборот, Арджуна — в горе, Кришна — в счастье].

Его тёмные с голубым отливом волосы были похожи на сверкающие воды Ямуны, излучая красноватое сияние, подобное кункуме с груди гопи, цвету Его собственной страстной натуры или пыльце красных лотосов.
Локоны обрамляли прекрасный лик Кришны, словно рой ленивых пчёл, кружащий вокруг голубого лотоса. Они то дрожали, то танцевали, а иногда просто покачивались.

[Здесь какое-то захватывающее зрелище. Описывается лик Господа: эти локоны чёрные с голубым отливом, как вода Ямуна тёмные, или это рой шмелей — какая-то метафора приходит на ум здесь поэтам-вайшнавам, — что Его лицо как голубой лотос в обрамлении этих чёрных волос. Волнообразные, волнистые локоны то покачиваются, то как-то двигаются. Что-то удивительное описывается!]

Нежные щёки Кришны со следами губной помады от поцелуев Яшоды напрягались от Его усилий, омывались в ручейках Его слёз, и на них играли блики от Его сияющих серёг.

[Да, потрясающая картина, если её изобразить! Если это возможно.]

Лик Дамодары был подобен бездонному озеру, в котором стайка рыбок Его беспокойных глаз метались из стороны в сторону, наполняя пространство вспышками страха, озорства и решимости.

[Лицо Господа — это высшая цель средоточия йоги, которая описывается во 2-ой Песни Бхагаватам. Здесь описывается каким образом происходит медитация. Последовательность медитации Господа начинается со стоп, эти стопы прибежище всех миров, основа всех энергий, опара всего, прибежище всего. И затем, далее идут настройки на голени, колени, бёдра,талию, грудь. Всё это связано с Его энергиями. Йог медитирует на эти части тела, и на энергии соответствующие этим частям тела. Это медленный, постепенный процесс. Идёт всё более и более погружение — чем выше поднимается ум йога, тем более захватывают его эти энергии, этот образ.
И кульминацией является лик. Почему? Потому что лик обращён к медитирующему — «Я не неперсонален». Здесь проявляется личность, лицо. И глаза смотрят прямо на йога медитирующего, и улыбка светится. С этого момента начинается бхакти (преданное служение), говорится. То есть этим заканчивается всякое усилие медитации, дальше всё остальное спонтанно происходит — как влюблённость наступает. Здесь описывается цель йоги, медитации на Господа.
Влюбляются полубоги, влюбляются его друзья — глядя ещё больше, любовь усиливается. Влюбляются обезьяны, птицы, деревья, все кто там присутствует].

Некоторые из мальчиков постарались утешить Кришну, предложив Ему угощение:
— Послушай, друг! Может быть, Ты хочешь, чтобы я попросил у моей мамы для Тебя йогурт?
Услышав слово «йогурт», Кришна ощутил голод. Перепалка гопи с матушкой Яшодой продолжалась долго, и за это время Кришна ничего не ел. Естественно, Его ум переключился в режим стратегического планирования, и Он ответил:
— Глупыш! Твоя мама сейчас у Меня дома. Зачем её беспокоить? Просто вам надо сбегать к себе домой, и, пока там нет старших, посмотреть, что можно найти из еды.

[Это вдохновляет. Правда?! Это лучше, чем быть послушным мальчиком.]

С радостными возгласами несколько мальчиков побежали к себе домой и набрали, сколько смогли унести, масла, йогурта и сладостей.

[Всё ограбили. И у Кришны алиби при этом, Он привязан.]

Взвалив на себя множество деликатесов, гопы поспешили назад со своей добычей, чтобы накормить Кришну. Дамодара и гопы насладились пикником, в котором ступа служила очень удобным помостом.

Почувствовав силы после обеда и вдохновившись радостным настроением друзей, Кришна занялся ступой.
Насколько она тяжёлая?
Он потянул её изо всех сил.
Но сила маленького мальчика позволила Ему лишь покачнуть её. С помощью нескольких гопов Кришне удалось заставить ступу медленно двигаться.
Так возникла следующая игра — «таскание ступы».
Кришна решил вытащить ступу на более открытое место.
Вскоре Он обнаружил, что если спускаться по склону, то двигать ступу будет гораздо легче. Видя этот успех Кришны, мальчики, смеясь, стали аплодировать Ему, и Он ответил им громким смехом, демонстрацией мускулов и смешными рожицами.

[Это так Кришна делал.]

Засунув ладони под мышки, Он замахал скрещенными руками, демонстрируя Свою силу.

[Это Он показывал Свою силу.]

Теперь возникло затруднение у ступы.
«Как я могу ослушаться мою царицу и свести на нет с таким трудом завоёванную победу? Но, с другой стороны, как мне противиться Моему Господу?»
К счастью для ступы, у неё не было большого выбора, поскольку Кришна придумал новую игру, которая Ему понравилась, и у ступы не осталось никакой надежды на сопротивление. Кришна настолько увлёкся игрой, что утратил всякое желание освободиться от Своих пут. Он просто преобразовал Свою неудачу в игру. Под аплодисменты друзей Кришна медленно таскал ступу туда-сюда, временами присаживаясь, чтобы перевести дыхание.

В одних из таких перерывов Кришна подумал: «Этой игрой Я утвердил три истины:
1) Я подчиняюсь Своим преданным,
2) Моя мама занимает исключительное высокое положение,
3) спонтанная любовь ко Мне отличается особой силой.
Зная эти истины, преданные, которые стремятся к высшему совершенству, познают и средство, и результат его достижения».

Пока Кришна так думал, мудрые птицы Враджа стали прославлять необычайное совершенство матушки Яшоды, наполняя сады Гокулы удивительными песнями.
Когда птицы начали обсуждать, как Кришна подчиняется Своему преданному, одна певчая птица-садхака из Матхуры спросила:
— Какие суровые аскезы совершала царица Враджа, чтобы получить такое благословение от Провидения?
Одни птицы живо заинтересовались этой темой, но другим, в том числе совам, она совсем не понравилась. Они умолкли и бросили на птицу из Матхуры пронзительный взгляд. Эта птица, заподозрив, что сказала что-то не то, стала оглядываться на своих старших.

[Она была из Матхуры.]

В конце концов рассудительная сова произнесла:
— Глупая птица! Неужели ты думаешь, что аскезы или благословения могут кого-то сделать матерью Бога, да ещё способной Его связать? Если ты так думаешь, то заблуждаешься.

Шука добавил невозмутимо:
— Счастливая удача Яшоды-деви не является результатом аскез. Её удача вечна, и это величайшая милость Господа.
Когда Шука произнёс эти слова, перья его встопорщились от экстаза, как и перья слушавших его птиц:
— Никто не получал такой милости, как она.
После этих слов птицы начали сравнивать милость, обретённую Яшодой, с милостью, полученной другими преданными.
Голубка высказала то, с чем согласились все участники обсуждения:
— Хотя Кришна — ребёнок, на самом деле Он Верховный повелитель, и все, включая Брахму, Шиву, и Лакшми-деви, Его слуги.
Остальные птицы восторженно заговорили одна за другой:
— Нам давно известна истина, о которой девы узнали лишь теперь: Кришна склонен подчиниться Своему слуге.
— Но преданные бывают разные.
— Потому что степень их преданности различается.
— Соответственно, они получают Его милость в разной степени. Это принцип «йе йатха мам прападйанте». (Как человек предаётся Мне, так Я и вознаграждаю его)

[То есть в какой степени человек предаётся.]

Шари вмешалась:
— Поскольку царица Яшода превосходит всех своей преданностью Кришне, милость, которой она удостоилась, беспрецедентна. То, что она обрела, просто чудо.
Голос Шари задрожал от божественной эмоции. У птиц, которые слышали это, от экстаза вновь стали топорщиться перья. Несколько мгновений они молчали, а потом возобновили хари-катху.
— Кто ещё получил такую милость? Никто!
— Кришна — повелитель освобождения, мукти. Но особое освобождение, «вимукти», которым наслаждается Яшода, недоступно ни для Брахмы, ни для Рудры, ни даже для Лакшмиджи.
Стайка болтливых птиц из джунглей ответила на это эхом, вторя друг другу:
— Они не получили этой милости!
— Они не получили её!
— Они не получили!

Птица из Матхуры спросила:
— Вы имеете в виду, что они не получили такую милость, чтобы связать Господа?
Та же стайка ответила: — Ни Господь Брахма! — Ни Господь Шива!
— Ни даже богиня удачи.
Птица из Матхуры опять стала озираться. Чувствуя её сомнения, мудрая сова подбодрила её:
— Открой свои мысли без опасения. Так мы явим всем славу нашей царицы.
Певчая птица открыла своё сердце:
— Но ведь Господь Брахма — изначальный полубог, сын самого Господа, первый гуру преданных. Он же гуна-аватара Кришны.
Другие птицы возразили:
— Разве Брахма когда-нибудь привязывал Кришну к ступе?
— Нет, никогда!
— Творец может только слушать о той милости, которую получила Яшода.

Птица из Матхуры продолжила:
— Господь Шива даже более великий преданный, чем Брахма, он фактически Сам Господь, без сомнений …

[Птицу из Матхуры перебивают.
] — Но он никогда не догонял и не ловил Кришну.
— И никогда не наказывал Господа.
— Не говоря даже о том, чтобы обвязать талию Кришны верёвкой.
— А если ты ещё хочешь спросить насчёт Лакшми-деви, богини удачи, то мы предлагаем ей наши пранамы как возлюбленной супруге Господа, постоянной Его спутнице. Она, несомненно, обрела прибежище у Господа и всегда пребывает у Него на груди.
Певчая птица неуверенно добавила:
— Наверняка она должна была получить такую же милость, как эти гопи? …
— Вовсе нет!
Сова терпеливо разъяснила:
Для Лакшми также невозможно когда-либо получить ту милость, которую обрела царица Яшода. Стайка птиц отозвалась эхом:
— Никогда! Никогда! Никогда!
— Но почему?

— Лакшми-деви действительно обрела прибежище у Господа и у неё есть понимание того, что она принадлежит Ему, поэтому говорится, что она «тадия». Но её знание о величии Господа затмевает более интимное понимание «тадии» — осознание того, что «Кришна принадлежит мне».
Птица из Матхуры начала кое-что понимать:
— Да, Яшода-деви, мама Кришны, совсем другая.
— Совсем другая.
Сова продолжила:
— Яшода-деви не знает о величии Кришны. Она просто думает о Нём: ,,Я единственное прибежище для моего ребёнка. И только мои усилия гарантируют Его благополучие». Иными словами, её состояние сознания означает, что Кришна принадлежит ей.
— Да, но Лакшми пребывает на груди Господа.
— Да, ты можешь возразить, что она владеет Его грудью. Но больше ничем. А Яшода владеет как телом Кришны, так и всем Его существом.
Трясогузка не была такой великодушной в своей оценке Лакшми:
— То, что она пребывает на груди Господа, не означает, что она подчинила Его грудь своей власти.
Сова покачала головой и предложила компромисс:
— В любом случае, с точки зрения расы, Лакшми не может наслаждаться такой же милостью, какую получила Яшода-деви. Хотя с Господом её связывают, в основном, дружеские отношения, которые более возвышенны, чем настроение слуги Брахмы и Шивы, Яшода-деви всё равно превосходит её своей чистейшей формой материнских отношений.
Остальные добавили:
— Отношения Яшоды-деви с Господом более возвышенны, чем отношения Лакшми-деви.
— Любовь Лакшми-деви слабее.
— И милость, которую она получает, отличается.
— По сравнению с любовью Яшоды, любовь Брахмы, Шивы и Лакшми слабее. Господь отвечает им меньшей взаимностью.
Сова заключила:
— Можно сказать, что эти великие души получили половину той милости, которую обрела Яшода. Они не смогли получить столько же милости. И если не смогли они, то и никто другой её не получил.
— Никто другой!
— Никто.

Е.С.Шрила Шиварама Свами
«Шри Дамодара-джанани»
гл.8, часть 1, стр. 260-269
«Мама Шри Дамодары»

НАШИ ПРОЕКТЫ

Вегетарианское кафе Говинда

Маха-мантра йога

Вегетарианский детский садик «РАДА»

УчиШастры

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Клуб Психология 3000

Клуб Благость

Пища жизни

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Адрес: Омск, ул. 10-я Северная, 42

Тел: 8 (913) 975-32-08