ШРИЛА ЛОКАНАТХА СВАМИ

Вот что рассказывает о себе и своем духовном пути Е.С.Локанатха Свами.

Я родился в Араваде, маленькой деревне в индийском штате Махараштра, которая мало чем отличается от семисот тысяч других деревень в Индии. После школы родственники послали меня в Бомбей (ныне Мумбаи), чтобы я изучил химию в колледже. Но моей учебной карьере не суждено было состояться.

В конце марта 1971 года произошло событие, которое помешало плану, столь тщательно разработанному для меня моей семьей. В это время впервые путешествовал по Индии со своими западными учениками Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Они приехали в Бомбей незадолго до меня и теперь готовились провести большую духовную программу в шатре-пандале на Кросс Майдане. Преданные широко оповещали об этой программе как в газетах, так и на рекламных щитах. Ученики Шрилы Прабхупады были представлены как американские, канадские, европейские, африканские и японские садху (святые).

Это было неслыханно! Прежде, когда бы ни употреблялось слово «садху», подразумевалось, что оно относится к индусу. Никак иначе и быть не могло! Но в этих анонсах говорилось о садху со всего мира…

Это воистину было что-то новое для бомбейцев, и это очень заворожило меня. Заинтригованный, я отправился на фестиваль Харе Кришна, который был неплохо организован. Садху Харе Кришна мне ужасно понравились. Мне понравилось, как они поют, танцуют, ходят и разговаривают. Мне нравилось в них все, и практически каждый вечер я был там. Я просто смотрел и слушал. Хотя я и знал английский, но все же не владел им свободно, и общаться с иностранцами для меня было слишком трудно. На те небольшие деньги, которые у меня были, я купил несколько журналов и брошюр.

Шрила Прабхупада давал лекции каждый день. В них он затрагивал множество тем. Но больше всего меня затронуло и привлекло к нему и его обществу простое утверждение: если вы служите Кришне, Верховной Личности Бога, вы в то же время служите всем и вся. Шрила Прабхупада привел аналогию с поливом дерева. Поливая корни дерева, вы тем самым снабжаете водой все листья, ветви, плоды и цветы дерева. Шрила Прабхупада облегчил мою задачу. Я подумал: «Вот возможность для меня». Я всегда хотел служить другим и на разных этапах своей жизни подумывал стать то инженером, то врачом, то адвокатом. Когда бы я ни думал о своем будущем, я связывал это со служением другим. И хотя на протяжение всех этих лет я в основном думал о служении, я не знал, с чего начать, и в моем распоряжении практически ничего не было. И сейчас Шрила Прабхупада сделал мой путь ясным, указав простой способ служения всему творению — просто служа Господу, источнику всего сущего. Эта мысль неодолимо влекла меня. Через одиннадцать дней фестиваль Харе Кришна закончился, и все вернулось на круги своя.

Я продолжил занятия в колледже. Я жил в комнате с несколькими односельчанами, которых мои родственники попросили присматривать за мной. Однажды, несколькими годами ранее, я бросил учебу и отправился жить в ашрам, находившийся в городке неподалеку от моей деревни. И почти совершил задуманное, но невидимая милостивая рука Господа вернула меня назад, чтобы вместо этого я позже смог прийти к Шриле Прабхупаде.

После этого происшествия мои родственники ждали, что однажды я снова могу куда-нибудь уйти, и попросили односельчан присмотреть за мной. Но как они могли за мной уследить? Практически каждый вечер я ходил на фестивали Харе Кришна, но никто этого даже не заметил. Я хранил журналы и брошюры Харе Кришна среди толстых книг по химии и читал их часами. Мои соседи по комнате поражались тому, как прилежно я изучаю химию. Они не видели, что вместо того, чтобы погружаться в анализ химических растворов, я исследовал окончательное решение проблем жизни. Когда мои соседи уходили, я запирал дверь и с воздетыми руками пел Харе Кришна и танцевал, сколько хотел. Я пытался подражать тому, как преданные пели и танцевали на сцене во время фестиваля. Так, скрываясь, я следовал практике сознания Кришны: пел, танцевал, снова и снова перечитывал то немногое, что у меня было. Я знал, что где-то в Бомбее есть преданные Харе Кришна, но после фестиваля они растворились в огромном городе, и я лишился их общества.

Прошел год. В марте 1972 года ИСККОН устроил еще один фестиваль. На этот раз в Джуху Бич. За время, прошедшее с последнего фестиваля, преданные купили участок земли в Джуху, и фестиваль должен был состояться в их владениях. И снова сообщения о фестивале появились в газетах и других СМИ. По беспричинной милости Господа эта новость дошла и до меня. Я ждал этого и был очень рад.

Естественно, я ходил на программы. Я приходил задолго до начала программы, брал на время книги и читал их. Я с большим пылом участвовал в киртанах. Западные преданные в индийских дхоти и куртах и индийские студенты в импортных брюках и рубахах танцевали вместе.

Однажды в обеденное время я стоял у возле ворот, и преданные пригласили меня вкусить вместе с ними прасад. Я очень хотел поближе посмотреть, как преданные живут, и воспользовался возможностью присоединиться к ним. Все они были замечательными преданными. Сверх того все они были иностранцами, и это произвело на меня должное впечатление.

Спустя несколько дней по окончании фестиваля в Джуху я уселся и написал заявление, чтобы меня приняли в члены ИСККОН. Я решил присоединиться к преданным и считал: необходимо написать заявление, чтобы стать членом какой-либо организации,. Я написал свое заявление на имя президента бомбейского ИСККОН. Я написал, что согласен следовать четырем регулирующим принципам: не есть рыбу, мясо, яйца; не принимать одурманивающих средств; не вступать в недозволенные половые отношения и не играть в азартные игры. Я также написал, что мне нравятся восхитительные арати, вдохновенные киртаны и великолепный прасад. (Все эти эпитеты я взял из их рекламных листовок) Я отправился в машинописное бюро и напечатал свое заявление. ИСККОН был международной организацией, и поэтому я думал, что все формальности должны быть строго соблюдены.

Затем я отправился в ашрам Харе Кришна в Джуху и спросил президента. Встретиться с ним оказалось несложно. Его звали Гирираджа дас. Он прочитал мое заявление и прямо на месте принял меня, обняв. И это не все: он привел меня в ашрам и представил всем его жителям как нового преданного.

Я быстро привык к моему новому образу жизни. Я обрел новый дом, новую форменную одежду, новый круг общения и новую перспективу — почти все было для меня новым. Тем не менее, я сразу же принял все это и полюбил. Хотя большая часть преданных были иностранцами, я чувствовал себя как дома. Я решил посвятить этому всю свою жизнь.

Неделя прошла быстро. Затем в храм приехал мой старший брат с одним из моих прежних соседей по комнате. Среди оставленных мной в комнате вещей был рекламный листок с адресом Харе Кришна в Джуху. Так они меня и нашли. Они не удивились тому, что я примкнул к преданным. Они ждали чего-то в этом роде и теперь боялись, что так и случилось.

Брат хотел, чтобы я поехал навестить родственников, особенно мою мать. Он сказал, что если я не поеду, она может умереть. Но он заверил меня, что родственники не будут возражать против того, чтобы я потом вернулся к преданным. Я всегда уважал своего брата, а сейчас он практически умолял меня вернуться домой, говоря, что от этого зависит жизнь моей любящей матери и что скоро я снова смогу сюда вернуться. В конце концов, спросив позволения у Гирираджа Прабху, я отправился домой в новых дхоти и курте.

Когда я приехал в деревню, все говорили, что я был таким хорошим мальчиком, а сейчас со мной творится что-то неладное. Односельчанам не понравилось, что я носил дхоти и курту, повторял Харе Кришна и не избегал непреданных. Им все это казались чем-то странным и неправильным.

Отец попросил меня не носить мою новую одежду и тилаку, несмотря на
то, что он сам носил похожую одежду и иногда даже ставил тилаку. Он был преданным Господа Витталы, формы Господа Вишну (Кришны), а форма тилаки преданных Господа Витталы схожа с тилакой, которую наносят преданные Харе Кришна. В особых случаях отец ставил тилаку, но не хотел, чтобы я ему подражал, поскольку беспокоился о том, что подумают люди. (Если такова реакция родителей в Индии, нетрудно себе представить реакцию родителей преданных из других стран)

Так родители изо всех сил старались отговорить меня от возвращения к преданным Харе Кришна. Они даже ходили к астрологу, чтобы узнать, нельзя ли меня как-нибудь «вылечить» и как долго будет у меня продолжаться столь «странный образ жизни». Они были не на шутку встревожены. Прошло больше недели, но ничего не было сделано для моего возвращения к преданным, как мы изначально договаривались с братом. Мои родители продолжали говорить, что какие-то родственники или кто-то еще должны прийти, чтобы повидаться со мной, и было бы неучтиво уехать, не встретившись с ними. Родители хотели заручиться поддержкой родственников, которые должны были не мытьем так катаньем отговорить меня от образа жизни садху. Мои родители старались изо всех сил, но мой ум был сосредоточен на возвращении к преданным Харе Кришна.

Однажды я увидел, что моя сестра плачет. Кто-то спросил ее, что случилось, и она ответила: «Только посмотрите, в нашем доме все люди как люди: играют в карты, но моего же брата Рагхунатхи нет с ними». И вот из-за этого-то она плакала. Она горевала из-за того, что я не играю в карты с другими парнями, а вместо этого повторяю на четках святые имена Бога.

Когда мои родственники поняли, что я не откажусь от той жизни, которую принял, они обратились ко мне с предложением, что я могу продолжать вести жизнь садху, но оставаться в нашей деревне. Они пообещали построить небольшой храм, чтобы я мог там заниматься преданным служением. Однако я отказался также и от этого предложения, поскольку хотел быть в обществе преданных. Не может идти и речи о духовной жизни вне должного общения, вне общества преданных, постоянно практикующих сознание Кришны. Я не собирался превратиться в еще одного псевдосадху. Индия уже и без того была переполнена ими. Я хотел служить Кришне в Движении Харе Кришна. Шрила Прабхупада уже сделал мою дорогу ясной. Он дал мне цель жизни, и я был полностью этим удовлетворен раз и навсегда. Я отдал свое сердце Шриле Прабхупаде и Кришне.

Итак, в конце концов, мои родственники приняли неизбежное. Прошло около месяца, и я вернулся в бомбейский ашрам. Поскольку я был дома довольно долго, то не знал, как меня встретят Гирираджа прабху и остальные преданные. Однако я был поражен, что они обрадовались моему возвращению больше, нежели когда я пришел в первый раз. И они были очень удивлены и обрадованы тем, что я вернулся к ним. До этого они часто сталкивались с тем, что индийские преданные приходили и уходили, обещая скоро вернуться, но едва ли кто возвращался. Поэтому они одновременно удивились и обрадовались, увидев меня. По беспричинной милости моего духовного учителя Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и Господа Кришны, Верховной личности Бога, я смог вернуться.

Хотя может показаться, что моё присоединение к ИСККОН разрушило жизнь моей семьи и послужило причиной беспокойств в моей маленькой деревне, все эти отрицательные последствия были временными. За те годы, что я в ИСККОН, я и многие другие преданные часто посещали Араваду и обучали ее жителей принципам сознания Кришны, и сейчас мои родственники и все жители моей деревни принимают ИСККОН как истинное религиозное движение. Там есть несколько постоянно практикующих преданных, включая моего двоюродного брата, который стал учеником Шрилы Прабхупады, мою сестру, которая отдала своего сына в гурукулу ИСККОН во Вриндаване, который в свою очередь закончил ее и занимается сейчас служением в храме ИСККОН в Америке. А также мой ныне покойный отец, когда я встречался с ним, просил у меня глину и с гордостью украшал свой лоб тилакой. Мои родственники и многие другие жители Аравады регулярно повторяют на четках Харе Кришна и придерживаются четырех регулирующих принципов, принятых в ИСККОН. Результатом работы, направленной на развитие этой деревни, стало увеличение интереса к сознанию Кришны как в ней, так и в близлежащих деревнях. Несколько лет назад мы открыли там центр ИСККОН и сейчас планируем расширить просвещение по всему региону во имя духовного возвышения его обитателей.

Отклик людей воодушевляет. В итоге все жители моей родной деревни с любовью относятся к Движению Харе Кришна.