Шрила Прабхупада о Нрисимха-чатурдаши

Бомбей, 5 мая, 1974

Прабхупада: «Сегодня день явления Господа Нрисимхадева. Он называется Нрисимха-чатурдаши. Я очень доволен, что за такое короткое время эти юноши научились хорошо играть, и я должен особо поблагодарить м-ра Хиранйакашипу. (аплодисменты)
(смеется) М-р Хиранйакашипу очень хорошо играл свою роль».

Это очень поучительная борьба между атеистом и теистом. Эта история Прахлады Махараджи является вечно истинной. Всегда существует противостояние между атеистами и теистами. Если человек становится сознающим Бога, сознающим Кришну, у него появляется много врагов. Потому что мир полон демонов. Что говорить о преданном Кришны, даже Кришна, когда Он приходил лично, Ему пришлось убить так много демонов. У него был дядя по матери, брат его матери, он был его близким родственником. Всё равно, он хочет убить Кришну. Как только у Деваки рождался сын, он немедленно убивал его, потому что он не знал который из них Кришна. Предсказание было таково, что восьмой ребенок его сестры убьет его, Камсу. И поэтому он решил убивать всех детей. Последним появился Кришна. Но он не мог убить Кришну. Кришна убил его.

Итак, никто не может убить Бога. Демоны, общество безбожных людей просто хотят убить Бога. Но в действительности, Бога никто никогда не убивает, но Бог убивает демонов. Это закон природы. Такой урок мы можем извлечь из жизни Прахлады Махараджа. Мы можем понять то, о чем говорится в Бхагавад-гите: мритьюх сарва-хараш чахам. В Бхагавад-гите говорится: “Я также смерть, забирающая всё, чем вы обладаете”. Мы очень горды тем, что обладаем какими-то материальными вещами, материальными приобретениями, но когда приходит Кришна… Как, к примеру, Прахлада Махараджа увидел Нрисимхадева. Его отец тоже видел Нрисимхадева. Этот Хиранйакашипу был очень умным так же, как обычно очень умными бывают материалисты-ученые. Применяя свой ум, они изобретают так много вещей. С какой целью? Смысл всего этого в следующем: “Мы будем жить вечно, и наслаждать чувства больше и больше”. Это называется атеистическое развитие цивилизации. И Хиранйакашипу был типичным материалистом. Хиранйа означает золото и кашипу означает мягкая постель, подушка. Материалисты очень любят золото и сексуальные наслаждения. Это то, чем они занимаются. И Хиранйакашипу — типичный пример таких материалистичных личностей. И Прахлада Махараджа — пракрита-рупена ахлада. Аахлада означает трансцендентное блаженство. Ананда-чинмайа- раса-пратибхавитабхих. Изначальной сущностью живого существа является прахлада, блаженство. Но из-за материалистичного общения мы попали в жалкие условия существования. И этот Хиранйакашипу хотел стать бессмертным и начал совершать епитимьи, суровые аскезы, настолько суровые, что вся вселенная начала дрожать перед ним. И Господу Брахме пришлось придти, чтобы как-то удовлетворить его желания: “Что ты хочешь?” Он хотел стать бессмертным. Господь Брахма сказал: ”Хотя я живу долго…” Продолжительность жизни Брахмы указывается в Бхагавад-гите: сахасра-юга-парйантам архад йад брахмано видух. Сахасра-юга, четыре юги вместе — Сатйа, Трета, Двапара, Кали — составляют примерно сорок три лакха лет. И если умножить эти сорок три лакха лет на тысячу — то это и будет равняться двенадцати часам Брахмы, одному дню. Сахасра-юга-парйантам архад йад брахмано видух. Итак, Брахма, живущий миллионы триллионов лет всё равно должен умирать. Джанма-мритйю-джара-вйадхи-дукха-дошанударшанам. Куда бы вы ни отправились в этом материальном мире на Брахмалоку или Паталолоку, вам придется умирать. Это проблема. Кришна говорит в Бхагавад-гите: “Истинная проблема — это Джанма-мритйю-джара-вйадхи, рождение, смерть, старость и болезни”. Итак, Хиранйакашипу хотел решить эти проблемы материалистичным способом, но так их невозможно решить. У него было негативное желание: ”Я не должен умереть»!

Его вечный слуга. И он остается смиренным слугой Кришны. Поэтому ему нечего опасаться. Даже если он попадает в опасную ситуацию, он будет спасен. Кришна говорит в Бхагавад-гите: каунтея пратиджанихи наа ме бхактах пранашйати. Каунтея пратиджанихи: “Арджуна, ты можешь заявить по всему миру, что тот, кто принял прибежище у Моих лотосных стоп, тот, кто стал преданным, никогда не погибнет”. Ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйамима шучах. Таковы обещания. Но атеистичные люди, подобные Хиранйакашипу не могут понять этого. Это недостаток. Они постоянно бросают вызов Богу. Разногласия между отцом и сыном заключались в том, что сын верил в Бога, Кришну, а отец — нет. И в конце отец увидел Бога в облике смерти. И тогда он уже не мог спастись. И в этом различие между теистом и атеистом. Атеист всегда бросает вызов: “Где Бог? Можете ли вы показать мне Его?” Хорошо, вы увидите. Не сейчас. Когда придет срок и на вашем счету будет достаточно греховной деятельности, когда придет смерть, вы увидите Его. Так это обычно происходит.

Итак, это очень поучительная история о Прахладе Махарадже. Сейчас уже поздно. В противном случае я бы прочитал несколько стихов, произнесенных Прахладой Махарадже. Прахлад Махараджа — это один из наших гуру. Есть 12 гуру или махаджанов:

свайамбхур нарадах шамбхух
каумарах капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир вайасакхир вайам

В действительности, если мы хотим развиваться в духовной жизни, нам нужно следовать махаджанам, великим личностям. Их имена перечисляются в шастрах. Поскольку Свайамбху родился без отца и матери, он получил такое имя. Конечно, его отцом является Нарайана, но не обычным отцом. Вот почему его называют Свайамбху. Нарада. Нарада Муни тоже один из махаджанов. И Шабху, Господь Шива. Капила, Капиладева, сын Девахути. Свайамбхур нарадах шамбхух каумарах капило манух. И Прахлада Махараджа. Прахлада Махараджа — это наш гуру в цепи ученической преемственности. Итак, махаджана йена гатах са пантхах. Дхармасйа таттвам нихитам гухайам махаджано йена гатах са пантхах. Мы не можем сами устанавливать путь религии. Это очень сложно определить, потому что есть много писаний и много философов. Насау мунир йасйа матам на бхиннам. У каждого философа различные мнения. И как выбрать истинный путь религии? В шастрах дается такая рекомендация: махаджана йена гатах са пантхах — необходимо следовать по стопам великих личностей. И Прахлада Махараджа один из них.

Прахлада Махарадж родился в семье демона. Обычно Прахлада Махараджа обращался к своему отцу, называя его асурйа-варйа — “лучший из демонов”. Он ласково обратился к своему сыну: ”Мой дорогой сын, делай это, делай то. Расскажи мне о том самом лучшем, чему ты выучился”. И Прахлада Махарадж сказал: тат садху манйе ‘сура-варйа дехинам. Он никогда не говорил “Мой дорогой отец”. “О, лучший среди демонов”. Тат садху манйе. “Я думаю, что это очень хорошо”. «Что это»? Хитватма-патам грихам андха-купам ванам гато йад дхарим ашрайета. “Эта мирская жизнь, материалистичная жизнь является самоубийством и подобна темному колодцу. Поэтому необходимо ее оставить, отправиться в лес и принять прибежище у Кришны. Это самый лучший образ жизни”. И его отец очень рассердился. Атеисты и теисты никогда не придут к соглашению. Но теист никогда не подчиниться атеисту. Таков принцип. Прахлада Махараджа так много претерпел от своего отца, но он никогда не забывал повторять: ом намо бхагавате васудевайа намах. Он никогда не забывал.

Итак, мы должны извлечь урок из этой истории, что даже в опасной ситуации мы не должны забывать о Кришне. Кришна спасет нас. Это утверждается в Бхагавад-гите:

йам лабдхва чапарам лабхам
манйате надхикам татах
йасмин стхите гурунапи
дукхена на вичалйате

Сознание Кришны так прекрасно, что если кто-то становится сознающим Кришну: йам лабдхва чапарам лабхам, апарам лабхам, любые другие блага или приобретения становятся не столь важными. Это так прекрасно. Мы страстно желаем приобрести это, то, это, то, так много вещей. Дехи , дехи, дехи, дехи. Но как только вы обретаете сознание Кришны, вы становитесь удовлетворенными. Как сказал Дхрува Махараджа: свамин критартхо ‘сми варам на йаче. Или, например, Прахлад Махарадж, ему было предложены все возможности: “Мой дорогой Прахлад, ты можешь просить всё, что хочешь”. Он никогда ничего не просил. Но он был так милостив. Это пример вайшнава , живущего в семье. Несмотря на столь много страданий, причиненных ему его отцом, он всё же попросил у Нрисимхадева: ”Мой дорогой Господь, мой отец совершил так много оскорблений. Милостиво даруй ему освобождение”. Он ничего не просил для себя. И Нарахари, Нрисимхадев, немедлено сказал: “Почему ты говоришь о своем отце? Отец твоего отца и его отец — 14 поколений — все освобождены, поскольку в этой семье появился такой сын как ты”. Итак, это благо. Если сын становится чистым вайшнавом, преданным, он может освободить 14 поколений. Это особое преимущество, когда он рождается в определенной семье. И какое служение мы можем оказать семье и нации с материальной точки зрения? Если мы станем преданными, мы сможем оказать лучшее служение нации, семье, человечеству. Это философия.

И наше движение сознания Кришны проповедует эту философию: “Примите сознание Кришны — ваша жизнь станет совершенной”. И метод очень прост. Здесь нет секретов. Например, этим вечером я разговаривал с юношей. Он получил очень секретную мантру. Но мы говорим, что у нас нет секретных мантр. Наша мантра, Харе Кришна, доступна для всех. Почему она должна быть секретной? Если повторяя, Харе Кришна мантру, мы можем достичь Верховную Личность Бога, то почему она должна оставаться секретной? Она должна распространяться любыми средствами, чтобы каждый мог вернуться к Богу. Итак, секретов здесь нет. Мы не признаем секретных мантр. Они должны быть очень открыты. В шастрах никогда не говорится, что мантра должна быть секретной:

харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау насти эва насти эва насти эва гатир анйатха

В этот век Кали… Кали означает век ссор, век недоразумений, век разногласий. И в этот век очень сложно придти к верному заключению при помощи философии или других методов. Поэтому в шастрах открыто провозглашается:

харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау насти эва насти эва насти эва гатир анйатха

Три раза. Три раза отрицаются йагйа-дана-тапах-крия. Есть много другого: медитация, жертвоприношение, поклонение в храме. В этот век всё это невозможно выполнять, но даже ребенок может повторять Харе Кришна маха-мантру. Здесь это доказывается. Где бы ни воспевалась Харе Кришна маха-мантра, в этом воспевании может принять участие даже ребенок и пожилой человек. Итак, это единственный метод для осознания Бога. Никаких расходов, но то, что мы приобретаем очень, очень велико. Этому учил Прахлад Махарадж, и мы следуем по его стопам. Давайте не будем отклоняться от его принципа: махаджано йена гатах са пантхах и так всё больше и больше развивать сознание Кришны.

Спасибо большое.