СТАРШИНСТВО: ЖИВАЯ СУТЬ СОЗНАНИЯ КРИШНЫ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ ЛОВУШКА УМА?

Вопрос:
— Такая проблема по поводу смирения, хотел бы озвучить мое отношение… я не терпим к критике. И если общаюсь с младшими, то не приемлю мнение, которое отличается от моего. Вот и для меня смирение — это такое слово… в общем, тяжело это для меня дается. Я понятно объясняю? Но что с этим делать?

Е.С. Шрила Бхактиведанта Садху Свами:
— Все поняли, да? Спасибо. Очень важная тема. Вы знаете, я очень сочувствую вам и себе, и всем присутствующим по одной причине. Дело в том, что у нас, в нашей культуре, очень сильно подчеркивается значение старших. Это правильно, потому что старшие дают руководство. Но здесь есть ловушка. Дело в том, что старшим человек является не тогда, когда он считает себя старшим, а когда его принимают старшим. Вот в эту ловушку мы постоянно попадаем. Ловушка ума.
Если, допустим, у меня положение какое-то, например, я лидер нама-хатты, то есть я уже старший в силу того, что я лидер. Но бывают ситуации, когда ты старший по факту, и тебя принимают старшим. Человек, который находится рядом с нами, бессознательно попадает в ситуацию, забывает о том, что происходит, как говорится, «Остапа понесло».
Это бессознательная вещь. И если я в этот момент включаю вот это умонастроение: «Я же старший, как он смеет со мной так разговаривать?», если эта штука включилась – это дисквалификация для меня. Я не должен думать: «Как он смеет так со мной разговаривать». Это значит — я уже думаю, что я старший.
Поэтому, если такая ситуация происходит, вы должны понять, что эта душа такая же, как ивы, и этой душе сейчас плохо. Эта агрессия связана не с нападением, а с тем, что этому человеку сейчас плохо, он не понимает, что происходит, он запутался.
И тогда вы спокойно совершенно, в настроении слуги, начинаете человеку помогать. И как только он получает от вас поддержку (а поддержку вы можете дать, только когда «вачо вегам манасах…» — то есть, когда у вас побуждение ума «я старший» не включилось), у вас есть квалификация помочь. Как друг, как равный.
И вот когда вы оказываете ему помощь, у этого человека появляется мощнейшая самскара: «Вот на самом деле он старший для меня, потому что в этой ситуации он меня не осудил, он мне помог, этот человек на духовном уровне находится». И тогда он уже начинает реально принимать вас как старшего, а не потому, что вы занимаете положение лидера нама-хатты или президента, или еще кого-то.

Иначе говоря, наша суть заключается в том, что мы являемся друзьями, в равных отношениях находимся. Мы всегда должны исходить из позиции равенства. Потому, что, с духовной точки зрения, он — душа, и я — душа, это главное. Мы — частички Кришны.
И если видите, что у человека проблема, он забыл, где находится, он забыл этикет и все остальное забыл, вам нужно просто помочь ему в этой ситуации соприкоснуться с реальностью, встать на ноги. И тогда вы действительно завоевываете свое положение старшего.
И оно становится реальным. Вот в этом заключается суть. А у нас вот эта ловушка срабатывает. Вот если я старше (это бывает в отношениях родители-дети, в отношениях между старшими и младшими в обществе) — всё, у нас срабатывает этот стереотип: «А как он вообще смеет со мной так говорить?»
Это ловушка, вы попались в ловушку. Поэтому очень важно почувствовать вот эту вещь: эти живые существа — это мои братья и сестры в первую очередь. Это семья Кришны, и я должен относиться к ним в настроении служения. Служение не подразумевает, что я младший. Младший, старший, равный — это все определенные роли, которые мы играем в той или иной ситуации. Вот и все.
А как только мы начинаем обуславливаться вот этими вот упадхами, связанными с нашим внешним положением, это нас дисквалифицирует и у нас ничего не получается. Добавить что-то хотите?

Преданный:
— Вы сейчас сказали ключевую фразу, что настроение служения не подразумевает «старший», «младший».

Е.С. ШрилаБхактиведанта Садху Свами:
— Это абсолютная позиция жизни.

Преданный:
А мы часто… вернее я. Я!

Е.С. Шрила Бхактиведанта Садху Свами:
— Да, спасибо большое за это.

Преданный:
— Служение – это позиция младшего. Ниже некуда.

Е.с. Шрила Бхактиведанта Садху Свами:
— Это заблуждение.

Преданный:
— Спасибо.

Е.С. Шрила Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами:
— Чуть-чуть добавлю вот здесь. Когда такая ситуация возникает, живая, внутри группы, это всегда нарушает какую-то определенную зону комфорта, в том числе старшего. Как будто в нама-хатте появился источник какого-то возбуждения.
И у лидера есть побуждения. Как срабатывают эти побуждения? Побуждение первое: как-то своим шакти, как лидера, это задавить. Ну, например, он начинает давить: «Ты просто делай вот так, и все будет хорошо». И человек что в этот момент чувствует? Он захлопывается и становится аморфным, то есть выключается.

Е.С. Шрила Бхактиведанта Садху Свами:
— Он делает шаг отчуждения в сердце в своём. Может, вы и правы в этой ситуации, но он всё равно перестает доверять. Интересный такой момент.

Е.С. ШрилаБхакти Бхагаватамрита Кешава:
— А другой вариант — сделать так: взять и так плавно-плавно-плавно увести на другую тему вообще. Он не цепляется за эту ситуацию, он начинает говорить о чем-то… раз-раз-раз… и уже все забыли о том, что это было. И человек опять же… (то же самое происходит с ним) выключается.

Е.С. Шрила Бхактиведанта Садху Свами:
— Иногда кто-то задает вопрос, а лектор просто игнорирует этот вопрос, а отвечает на какой-то другой. И всё, вроде как все должны принять это, а человек-то остался… И все соглашаются с этим, а он думает: «Я, наверное, дурак просто». Это тоже шаг к отчуждению. Конечно, если человек старший, действительно, он может это принять. Но когда разум не подтверждает то, что я должен делать… с точки зрения этикета, накапливаются проблемы со временем. Так что это опасные вещи. У нас ведь всё-таки буддхи-йога, йога разума.

Е.С. Шрила Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами:
— И вот интересный опыт. Если лидер «ведётся» на эти свои бессознательные побуждения и происходят эти ситуации, внешне кажется, восстановился комфорт. Но внутренне лидер будет чувствовать, как будто он после этой нама-хатты вагон угля разгрузил — такой опустошенный, какой-то разбитый, какая-то неудовлетворенность внутри и чувство отсутствия контакта с преданными. И, наоборот, когда происходит какой-то живой опыт — проявляется живая энергия, как мы говорим: «Кришна проявляется», ощущение соприкосновения с Духом. И все в этот момент, вся нама-хатта, возвышается и сближается, вот это ощущение единства происходит. Вот это задача лидера – достигать такого именно результата.

Е.С. Шрила Бхактиведанта Садху Свами и
Е.С. Шрила Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами
Фестиваль «Прити Лакшанам»,
семинар «Наставления Рупы Госвами»,
2019-05-24

НАШИ ПРОЕКТЫ

Вегетарианское кафе Говинда

Маха-мантра йога

Вегетарианский детский садик «РАДА»

УчиШастры

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Клуб Психология 3000

Клуб Благость

Пища жизни

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Адрес: Омск, ул. 10-я Северная, 42

Тел: 8 (913) 975-32-08