ВАЙШНАВСКИЙ ЭТИКЕТ — ИСКУССТВО ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ

Нужно уметь искренне просить прощения, если мы ошиблись с другим человеком или причинили ему боль.

И одна ошибка, которую люди совершают, прося прощения: когда мы извиняемся, нельзя оправдываться. Эти две вещи несовместимы друг с другом.

Искреннее извинение – значит извинение без оправдания. Когда мы извиняемся и оправдываемся, как человек воспринимает это?
Он понимает, что на самом деле мы не считаем себя виновными и хотим его обвинить таким образом. Будто он сам не понял, что мы хотели сказать. В сущности это не искреннее извинение.

Формула очень простая, как правильно извиняться. Но надо понимать, в чем заключается обида. Мы часто этого не понимаем. Особенно по отношению к тому, кто ниже нас, хотя сами мы были в такой ситуации много раз.

Часто обида связана с тем, что мы лишили человека возможности проявлять себя, проявлять свою энергию, действовать. Как дети очень часто обижаются: они не могут что-то делать и их поставили в одно место, изолировали и сказали: «Стой здесь, ничего не делай». Мы не видим в этом ничего плохого. Мы просто не позволили человеку что-то сделать. В каких-то ситуациях мы не должны позволять человеку что-то делать, но когда мы не заняли человека, способности человека адекватным образом, то случается большая обида. Потому что мы как бы сказали: «Ты никто, ничего не можешь, ни на что не годен». Это очень серьезная вещь. Казалось бы, ничего особенного мы не сделали. Мы его не поругали. Просто не позволили сделать что-то, проявить себя. Это часто бывает у лидеров. И формула извинения – сначала правильно понять, кого мы обидели и кто виноват в этом, потому что часто мы не очень понимаем, перед кем извиняться, особенно если речь идет о группе людей.

Очень важно, когда мы извиняемся, правильно определить, что именно в нашем поведении задело человека, с подробностями. Иногда мы знаем, что человек обиделся на нас, но на что именно, мы не понимаем. Мы приходим просить прощения, но так как толком не поняли, что его обидело, то эти извинения не будут приняты.

И третий момент – это попытаться прочувствовать, что человек испытал. Итак, мы узнали, что мы кого-то обидели, – первый момент. Второй – нужно понять, чем мы его обидели, и как правило, мы этого не понимаем. Для этого нужно приложить усилия немалые. И когда мы поняли, чем мы его обидели, надо почувствовать то, что он почувствовал.
И наконец, последнее, очень важное – надо подтвердить, что эти слова или поступки явились нарушением каких-то обязательств, которые вы на себя приняли гласно или негласно. Потому что обида часто связана с тем, что мы что-то пообещали и не сделали, какие-то обязательства на себя приняли и не исполнили этого.

Нам нравится давать обещания, мы легко даем обещания, щедро. И в том числе обещания позаботиться о человеке: «Я буду о вас заботиться, вообще не проблема, буду все делать». А потом мы не исполняем какие-то обязательства, которые на себя приняли. И этот момент, когда мы понимаем как следует, в чем причина обиды, элементом извинения является понимание того, что именно мы нарушили в отношениях с ним. Какое именно свое обязательство или какую-то ответственность»

Е.С.Шрила Бхакти Вигьяна Госвами
Лекция «Как строить отношения»
Умань, 2012 г.

НАШИ ПРОЕКТЫ

Вегетарианское кафе Говинда

Маха-мантра йога

Вегетарианский детский садик «РАДА»

УчиШастры

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Клуб Психология 3000

Клуб Благость

Пища жизни

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Адрес: Омск, ул. 10-я Северная, 42

Тел: 8 (913) 975-32-08