«Хорошо, можешь взять мой»
19 апреля 1975 г. Кришна-Баларама Мандир, Вриндаван
Шрила Прабхупада был всегда очень добр к своим ученикам. Иногда, когда он принимал новую одежду, он удовлетворял наши желания, раздавая как прасад ту, которую носил.
Шрила Прабхупада никогда не накапливал много вещей, поскольку всегда отдавал их своим ученикам. Одним таким предметом, особенно желанным, был серый шерстяной, изрядно поношенный чадар.
Я размышлял об этом чадаре, представляя, как Шрила Прабхупада носил его во время своего трансатлантического путешествия на «Джаладуте» и все эти годы. Каждый раз, когда Шрила Прабхупада набрасывал его, мистическая притягательность чадара все возрастала.
Я наблюдал, как Шрила Прабхупада в течение многих лет во время утренних прогулок заворачивал в него свое трансцендентное тело. На этом чадаре в разных местах было несколько пятнышек от попавших на него водяных брызг. Именно его Шрила Прабхупада учил меня складывать во время моей первой с ним утренней прогулки в качестве слуги в Далласе.
Года два тому назад, в Майяпуре, несколько санньяси сложились и купили для Шрилы Прабхупады новый кашемировый чадар, стоимостью в несколько тысяч рупий. Он был коричневого цвета, с каймой очень изящной работы. Изготовлен он был в местности, которая славилась кашемиром отличного качества. По-моему, такая шерсть называется «пашима». Она очень мягкая, тонкая, но чрезвычайно теплая. Изготовленные из такой шерсти чадары заслужили славу тем, что их можно протянуть сквозь кольцо, демонстрируя их невесомость. Для их изготовления берут шерсть с подбородка козлов, обитающих на неприступных пиках Гималаев.
Очень торжественно, не скрывая гордости, санньяси преподнесли этот чадар Шриле Прабхупаде. Один из них уже решил, что, когда Шрила Прабхупада примет подарок и отдаст свой старый чадар, именно он станет его счастливым обладателем. Получив чадар, Шрила Прабхупада с улыбкой заметил: «В юности мне такие дарили каждый год. Один господин, друг моего отца, часто ездил в Кашмир и обратно. Он торговал этими чадарами. Каждый год я получал новый чадар».
Шрила Прабхупада чадар принял, но старый никому из присутствовавших санньяси не отдал. Его ученики вышли из комнаты, еще лучше осознав положение своего духовного учителя. Он не часто набрасывал новый чадар, а на утренние прогулки продолжал брать старый, поношенный.
Через неделю Шрила Прабхупада был уже в Кришна-Баларама Мандире. То обстоятельство, что все хотели заполучить этот серый чадар, еще больше усиливало мое желание. Я был домохозяином, у меня в кошельке было несколько сотен рупий, и я, обдумывая, как все же завладеть чадаром Шрилы Прабхупады, решил купить ему точно такой же. Я был уверен, что, если я дам Его Божественной Милости вместо старого чадара точно такой же новый, то он тут же отдаст мне старый, освященный.
Я попросил одного преданного, чтобы тот, когда будет в Дели, купил там чадар, поскольку сам из комнаты для слуг никуда не отлучался. Он привез мне новенький серый чадар фирмы «Логи». Это мне обошлось в сто пятьдесят рупий, то есть, в семь долларов на то время.
Назавтра, пополудни, отдавая себе отчет в своих эгоистичных намерениях, я с опаской вошел в комнату Шрилы Прабхупады и поклонился. В руках я держал аккуратно свернутый свой корыстный дар. Гуру Махараджа молча сидел за столом и выглядел, как всегда, сияющим.
— Шрила Прабхупада, — произнес я, — я только что купил себе чадар, но решил отдать его Вам, ведь он новый, а Ваш совсем износился.
Шрила Прабхупада, как всегда, читал мои наивные мысли. Он посмотрел словно бы сквозь меня и сказал:
— Тебе нужен чадар?
— Нужен, — ответил я.
— Так оставь его себе. Все нормально.
Шрила Прабхупада усложнил мою задачу, ни на йоту не позволив схитрить.
— Но, Шрила Прабхупада, я был бы очень рад, если бы Вы взяли этот новый чадар, — пытаясь вывернуться, настаивал я. — Я бы предпочел отдать его Вам. Вы мой духовный учитель!
Шрилу Прабхупаду забавляло мое затруднительное положение:
— Нет, нет. Все нормально. Мой еще послужит. Мне не нужен новый чадар.
Я понял, что он не позволяет мне даже намека на притворство. Зная, что у меня на уме, Шрила Прабхупада просто играл со мной. Наконец, я сдался и откровенно признался:
— Честно говоря, Шрила Прабхупада, я очень хотел бы вместо этого нового получить Ваш старый чадар, как Ваш прасад. Я хочу Ваш.
Шрила Прабхупада широко улыбнулся и с чрезвычайно довольным видом произнес:
— Хорошо, можешь взять мой. Я беру этот новый.
Я положил новый чадар ему на стол и поклонился. Правда действительно делает человека свободным. С облегчением я подошел к полке. Меня переполняло блаженство. Взяв старый чадар Шрилы Прабхупады, я триумфально проследовал в свою комнату.
Шрила Прабхупада, я до сих пор храню его. Однажды Вы сказали: «После того, как духовный учитель оставляет эту планету, его личные вещи становятся объектами поклонения. До этого ученик может пользоваться его вещами, за исключением обуви».
В Ваш чадар сейчас заворачивают Ваше мурти. В нашей семейной храмовой комнате установлено Ваше мурти в натуральную величину. С приходом зимы, Вы заворачиваетесь в него, как делали это раньше, путешествуя вокруг земного шара.
Видя его на Вас, я вспоминаю щедрость, проявленную ко мне в ответ на то ничтожное служение, которое я для Вас недолгое время совершал. Когда я закутываюсь в этот чадар, то знаю, что майя не коснется меня. Меня прикрывает Ваша милость. Теперь я знаю, что должен носить Ваши наставления, словно доспехи, повторять шестнадцать кругов и следовать четырем регулирующим принципам. Я хочу быть с Вами всегда, и молю о том, чтобы вечно следовать Вашим наставлениям.
Шрутакирти дас
«В чём сложность?»