23 СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ УХОДА ХАРИДАСА ТХАКУРА

Игры и учение Харидаса Тхакура
Часть 1

Из лекции Е.С.Шрилы Индрадьюмны Свами

Всем Харе Кришна. Добро пожаловать в Нью-Говардхан-дхаму.
Я предприму скромную попытку прославить Его Божественную Милость Шрилу Харидаса Тхакура. Опорой нам послужит «Чайтанья-чаритамрита», в которой его слава описана во многих стихах. Стих 25 из Антья-лилы, глава 11.
лока нистарите эи томара ‘аватара’
намера махима локе карила прачара

Перевод и комментарий Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады:
«Ты воплотился, чтобы даровать спасение всем людям. Ты уже достаточно проповедовал славу святого имени в этом мире».

КОММЕНТАРИЙ: Харидас Тхакур известен как намачарья, потому что именно он широко проповедовал славу повторения хари-намы (святого имени Бога). Слова томара аватара («твое воплощение»), произнесенные Шри Чайтаньей Махапрабху, подтверждают, что Харидас Тхакур был воплощением Господа Брахмы. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет, что возвышенные преданные помогают Господу, Верховной Личности Бога, в Его миссии и что такие преданные или личные спутники Господа воплощаются в этом мире по воле Верховного Господа. Верховный Господь приходит сюда по собственной воле, и по Его же воле воплощаются Его ближайшие спутники. Они помогают Ему исполнить Свою миссию. Таким образом, Харидас Тхакур — воплощение Господа Брахмы, и другие преданные также воплотились здесь, чтобы помогать Господу в Его миссии.

В Бхагавад-гите Шрила Прабхупада перечисляет, насколько я помню, тридцать двух духовных учителей в ученической преемственности, включая его самого. В самом начале — Брахма, а в конце – учители нашего времени. Все без исключения, конечно же, очень важны. Но именно Харидас Тхакур упоминается в молитвах «Према-дхвани». Это о чем-то говорит.

Когда я путешествую по миру, то часто вижу деревянную фигуру Харидаса Тхакура. Он не был так популярен, как сейчас, в начале нашего Движения. Это – проявление любви и признательности преданных к намачарье. Его нередко помещают на алтарь. «Махарадж, он – из сиддха-бакула!» Маловероятно… Как бы то ни было, Божество Харидаса Тхакура находится на алтарях у многих, и когда преданные садятся утром читать джапу, то ставят перед собой деревце Туласи, как это делал Харидас Тхакур, а также его виграху и воспевают: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Он был знаменит при жизни. Многие великие преданные приходили к нему за общением, например Рупа и Санатана Госвами. Санатана Госвами был его лучшим другом. Рупа Госвами обычно приходил, общался с Харидасом Тхакуром, когда тот жил в Джаганнатха-Пури под деревом сиддха-бакул.

Он знаменит и сейчас, а в последующие столетия, когда, согласно желанию Чайтаньи Махапрабху, слава святых имен разнесется повсюду, станет еще более знаменитым. Процитирую одного из моих духовных братьев – Рупа Виласу прабху, составившего подробное жизнеописание Харидаса Тхакура. Он пишет (и мне показалось это очень интересным): «В истории Харидаса Тхакура есть всё: любовь, противостояние, драма, искушение, философия, экстаз, внезапные повороты судьбы, трагедия, победа, вдохновение и наивысшее просветление. Суть его учения сводится к тому, что счастье, которое мы ищем, можно найти в нескольких слогах маха-мантры. И эта истина так же актуальна сейчас, как и пятьсот лет назад». Я подумал, что это – отличная краткая характеристика божественной личности Харидаса Тхакура.

Почему именно он получил титул ачарьи святых имен? Его лучший друг нам это объяснил. Один из его лучших друзей, Шрила Санатана Госвами, сказал (и его слова записаны в «Чайтанья-чаритамрите»):

апане ачаре кеха, на каре прачара
прачара карена кеха, на карена ачара

«Некоторые совершают хорошие поступки, но не проповедуют культ сознания Кришны, тогда как другие проповедуют, но не ведут себя должным образом».

‘ачара’, ‘прачара’, — намера караха ‘дуи’ карйа
туми – сарва-гуру, туми джагатера арйа

«Однако ты, Харидас Тхакур, одновременно исполняешь все обязанности: в отношении святого имени, в личном поведении и в своей проповеди. Поэтому, как самый возвышенный преданный в мире, ты являешься духовным учителем всего мира» [Ч.-ч., Антья 4.102-103].

Он особо отличился, показав пример идеального воспевания. Он взял на себя обет повторять 300 000 имен в день! Я не силен в математике, посчитал на калькуляторе – это 192 круга! Многие из нас с трудом вычитывают 16 кругов. А 192 круга? Сколько ж времени останется на все остальное? Я подсчитал – около 90 минут. И этот великий преданный, как и ему подобные преданные, не мыслил свою жизнь без этого. Он наслаждался прославлением Кришны, воспевая Его святое имя.

Вот почему вайшнавы того времени наделили его титулом ачарьи. Это подобно тому, как в нашем обществе, когда кто-то добивается определенных результатов в сознании Кришны, то получает титул лидера санкиртаны, регионального секретаря, президента или, может, Джи-би-си, санньяси. Эти титулы существуют для того, чтобы мы знали, к кому обращаться за наставлениями и на кого равняться. Намачарья – наивысший титул, какой только можно получить, но, глядя на Харидаса Тхакура, вы бы и не догадались о его высоком положении, таким он был скромным и смиренным. Тринад апи суничена / тарор ива сахишнуна. Он, обладатель подлинного смирения, подал идеальный пример того, как надо воспевать святые имена.

Итак, он был образцом. Он старательно читал свои круги каждый день и каким-то образом еще находил время… Каким-то мистическим образом он прочитывал все 192 круга и при этом у него еще оставалось много времени на харинама-санкиртану! Он – идеальный пример для всех нас. Юга-дхарма не меняется. Чайтанья Махапрабху ее провозгласил, и метод остался всё тем же. Шрила Прабхупада предупреждал нас: «Ничего не добавляйте и не убавляйте! Все, что я вам дал, — совершенно». Это – формула на ближайшие 10 000 лет, «золотой век» Движения санкиртаны Господа Чайтаньи. На самом деле, этому Движению суждено прожить всю Кали-югу. В конце этой эпохи будет немного сложно… Говорится, что преданные будут жить под землей. Но несмотря на это, метод останется тем же: повторяй Харе Кришна, и твоя жизнь будет возвышенной.

Это – важнейшее наставление для всех преданных: воспевай и распространяй святые имена. Другими словами, для последователей Чайтаньи Махапрабху в этом – суть и смысл всей их жизни. Для чего мы, преданные, живем? Зачем мы существуем? Затем, чтобы воспевать: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это смелое заявление. Но действительно, всё остальное второстепенно. Мы посвящаем какое-то время воспеванию, а также, по мере своих возможностей, оказываем посильную помощь, большую или маленькую. Всё это – санкиртана, совместное прославление Господа, распространение святых имен. Брахмачари, санньяси заняты проповедью, домохозяева растят своих сыновей и дочерей, наделенных качествами святых, для будущего нашего Движения сознания Кришны. У нас есть рестораны… Всё это связано, но нам необходимо время от времени делать переоценку, напоминать себе, что наша жизнь вращается вокруг воспевания святых имен.

Что касается личности Харидаса Тхакура, то он был самым важным инструментом в миссии Махапрабху. Он показал, как воспевать и как распространять святые имена. Его вклад крайне важен. На самом деле, он был избранником. «Много званых, да мало избранных». Сам Махапрабху избрал его для этой миссии. Мы знаем, что Махапрабху осуществил Свою миссию по распространению святых имен в каждый город и деревню мира, используя для этого Своих многочисленных преданных. Это называется «передачей полномочий». Он мог сделать все самостоятельно, но Его преданные – маленькие утята у Его стоп – кря-кря-кря! кря-кря-кря! «Дай мне служение! Дай мне служение! Харе Кришна! Харе Кришна! Кришна Кришна!» Ведь мы именно этим занимаемся, когда повторяем Харе Кришна. Что это? Некая мантра, произносимая механически? Это – молитва из глубины сердца: «Прошу Тебя, дай мне служение. Я был лишен служения на протяжении миллиардов жизней, и теперь у меня появилась возможность, по милости гуру и Гауранги, выполнить какое-то служение. Я был бы счастлив просто помыть пол, что уж говорить о великой чести участвовать в миссии Махапрабху и делать то же, что делал Он: выходить на харинама-санкиртану, поклоняться Божествам, общаться с преданными, слушать «Бхагаватам», жить в святом месте».

Мы умоляем дать нам служение. И Махапрабху делегирует: «Ты сделаешь это!» Однажды Прабхупада, когда его спросили: «Почему Махапрабху не распространил Движение санкиртаны по всему миру?» — остановился, воткнул свою трость в песок, посмотрел в небо и ответил: «Потому что Он хотел, чтобы это сделал я». Не из гордости. Дело в том, что преданный всегда признателен за свой успех Господу, а Господь, в свою очередь, приписывает все в заслугу Своему преданному. Это – соревнование в божественной любви. Это – любовь, и любящие соревнуются, кто лучше прославит другого. Вы прославляете Его, а Он прославляет вас. Непрекращающееся соревнование! Господь дает служение Своим преданным, и их прославляют за успех, тогда как они, естественно, выражают за все признательность Господу. Так они и перебрасываются…

Харидас Тхакур родился вне варнашрама-дхармы! В семье млеччх! Обычно их еще называют яванами. Он родился в мусульманской семье! В наше время нужно быть осторожным, касаясь этой деликатной темы. Мы, без сомнения, уважаем все религиозные традиции, но такое рождение считалось низким, поскольку в то время мусульмане завоевывали Индию, преследовали индуистов. У них принято было есть мясо, в частности плоть священной коровы. Харидас был низкорожденным, но тем не менее… Как правило, человек, рождаясь, запрограммирован, ничего не поделаешь, гены. Рождается — обуславливается, и эту обусловленность трудно преодолеть, верно? Харидас родился на самом дне общества, но был превознесен до самых вершин. Вот так история! Вот так сюжет! Достойный внимания.
Как, собственно, получилось, что Харидас Тхакур родился в низкой семье…? Без сомнения, он – возвышенная личность, избранная Самим Господом. Но как так получилось, что он родился в семье неблагородной? Есть ли какое-то объяснение, почему это произошло? В комментарии, как вы помните, говорилось, что он – Господь Брахма. И как это Брахму угораздило? Брахма занимает особое положение, работает в особой должности. Судя по описанию должности, занять ее может лишь самая благочестивая личность во все Вселенной с момента ее сотворения! И как это Брахма родился млеччхой?

Да, это еще одна захватывающая история. Нет нужды читать детективные или любовные романы, смотреть мыльные оперы – просто изучайте «Бхагаватам», «Рамаяну», «Махабхарату!» Всё – в этих книгах, мы должны лишь прочесть их. Есть ли какое-то объяснение, почему Брахма родился яваной? Как я уже говорил, на все вопросы в сознании Кришны есть ответы! В действительности, описание есть во многих местах. Бхактивинода Тхакур пишет в «Навадвипа-дхама-махатмье», что Господь Брахма находился на небе на своем аэроплане в тот момент, когда Кришна убивал демона-змею Агхасуру пять тысяч лет назад. Знаете, в книге «Кришна» есть иллюстрации, на которых изображены в небе полубоги на цветочных аэропланах, наблюдающие за играми Кришны: «Что там происходит? О! Давай-давай!» Это их Господь, и им нравится смотреть, как Он проводит время в Своих играх.

И дело было так. Когда Кришна убивал Агхасуру… У вас тут недавно пролетал Тринаварта! (Смех.) Его назвали Дебби, правильно? (Прим.пер. – ураган Дебби, обрушившийся на Австралию 27 марта 2017.) Частичное проявление Тринаварты. Вы знаете, о чем я говорю. Ничего смешного нет в том, что приходят демоны, атакуют Говардхан…

Но Кришна всегда побеждает. Полубоги смотрели с небес, и Брахма слегка растерялся. Почему? Это тема другого обсуждения. По воле Господа, его разум слегка помутился: «Как этот маленький пастушок сделал это?» Брахма решил проверить, действительно ли Кришна – Бог. Вы знаете эту историю. Он украл пастушков и телят. Это был своего рода трюк. И Кришна притворился: «Что тут произошло?» Дальше — что Он сделал для того, чтобы убедить Брахму в том, что Он – Верховная Личность Бога? Что именно? Брахма забрал телят и пастушков на год и думал, что когда вернется, Кришна будет по-прежнему выглядеть как мальчик-пастушок, но Кришна распространил Себя во всех телят и во всех пастушков! Вот что произошло. И Брахме стало так стыдно! «Я совершил страшное оскорбление! – признался он. – Движимый гордыней, я оскорбил Господа». Он предстал перед Кришной и взмолился о прощении.

Если мы совершаем в сознании Кришны какую-то ошибку или оскорбление, а потом раскаиваемся и никогда больше так не поступаем, то нас прощают. Но Брахма – преданный, и его мучила совесть: «Я оскорбил Кришну». Вернувшись в свою обитель, он решил, что должен избавиться от гордыни и занять смиренное положение. Будучи три-кала-гьяной, продвинутым преданным, он знал, что в Кали-югу его любимый Кришна явится как Шри Чайтанья Махапрабху. Шри-кришна-чайтанья-радха-кришна-нахе-анья – Радха-Кришна явятся как юга-аватара в форме Чайтаньи Махапрабху. И Брахма, согласно Бхактивиноду Тхакуру, спустился в Навадвипа-дхаму, если точнее – на Андардвипу, и подверг себя суровым аскезам и покаяниям. Он способен на это. Мы знаем, что у него это хорошо получается. Он находился под водой, в океане, в потом родился на цветке лотоса, никого не было вокруг, и он, в поисках причины своего появления на свет, спустился по стеблю лотоса вниз и тогда услышал: «Тапа! Тапа!» — указание Господа. Аскезы! Каждый трансценденталист подвергает себя той или иной аскезе для того, чтобы избавиться от привязанности к материальному миру и заняться духовной деятельностью. Итак, он совершал аскезы.

Родился Харидас Тхакур в деревне Будхана в области Кхуалана – в наше время это в Бангладеше, — в мусульманской семье. Мне как-то раз посчастливилось посетить это место с Его Святейшеством Радханатхой Свами. Мы обсуждали однажды с ним прославленные деяния Нароттама даса Тхакура, который тоже явился на территории современного Бангладеша, хотя раньше это была Восточная Бенгалия. Многие из спутников Махапрабху явились там и многие из Его игр проходили там – недалеко от границы с Бангладеш, на той стороне, но вследствие политики британцев произошло разделение и Бангладеш стал мусульманской страной, в которой, несмотря на большое количество преданных, запрещается открыто практиковать сознание Кришны. По этой причине мы туда не ездим, хотя до тех деревень – лишь несколько километров. Если бы не было разделения, то из нашего храма в Майяпуре, который находится в самом центре игр Махапрабху, и к западу от него – Западная Бенгалия, а к востоку – Восточная, – Джаяпатака Свами брал бы нас в паломничество не по Южной Индии, а по Восточной Бенгалии, к дому Джаганнатхи Мишры, к месту рождения Адвайты Ачарьи, в места игр Нароттама, и т.п.

Продолжение следует.

НАШИ ПРОЕКТЫ

Вегетарианское кафе Говинда

Маха-мантра йога

Вегетарианский детский садик «РАДА»

УчиШастры

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Клуб Психология 3000

Клуб Благость

Пища жизни

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Адрес: Омск, ул. 10-я Северная, 42

Тел: 8 (913) 975-32-08