23 СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ УХОДА ХАРИДАСА ТХАКУРА. ЧАСТЬ 2

Игры и учение Харидаса Тхакура
Часть 2

Из лекции Е.С.Шрилы Индрадьюмны Свами

Вот где родился Харидас Тхакур. И родители его были мусульманами. Его детские годы окутаны тайной, однако один известный ученый – профессор Ниши Канта Саньял (его очень ценили за его научные труды во времена Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, его духовного учителя, а после ухода его Гуру Махараджи он немного отклонился, но то, что он писал при его жизни, высоко ценится последователями Бхактисиддханты Сарасвати) – пишет в своем исследовательском труде, (окутано тайной – потому что практически ничего не известно о детских годах Харидаса Тхакура) что он был очень красивым. Об этом свидетельствуют все, кто писал о нем, — он был очень красивым. Подробностей не знаю, можете использовать свое воображение. Необыкновенно красивый юноша. Профессор Саньял пишет, что однажды по деревне проходил вайшнавский садху, и мальчика-мусульманина потянуло к нему, он пообщался с ним и принял от него посвящение в воспевание: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

В то время он был юнцом, подростком – и ушел из дома! И ничего тут общего с подростками моего поколения, уходившими из дома ради секса, наркотиков и рок-н-ролла. Он ушел – как было принято в ведической традиции, — чтобы посвятить все свое время духовной практике и, еще точнее, — своей миссии. Харидас Тхакур отправился в деревню Бенапол, где соорудил себе небольшую хижину из соломы и глины, и чем он там занимался? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Согласно доступным нам источникам, когда он пришел в ту деревню, все ее жители заинтересовались новым садху, ведь он был не местным, не доморощенным, появился непонятно зачем. Им было любопытно, и они навещали его, эту божественную личность. Они и не догадывались, что в Харидасе Тхакуре сочетались, на самом деле, три личности! Когда я это прочитал, то подумал: «O.M.G.! Боже ты мой! Три личности – в одной? Как такое возможно?» Прабхупада говорил: «Не пытайтесь понять. На вашем уровне это невозможно. Просто примите, как есть. Позднее вам все откроется».

Какие именно три личности сочетал в себе Харидас Тхакур? В авторитетной книге – «Гаура-ганнодеша-дипике», написанной Кавикарна Пурой, сыном Шивананда Сены, если мне не изменяет память, — утверждается… «Гаура-ганнодеша-дипика» — это «Кто есть кто». В моем детстве у моего отца была такая книга в его большой библиотеке, и когда я спрашивал: «Папа, а это кто?» — «Иди посмотри в «Кто есть Кто»!» В школьные годы, когда я делал домашние задания и мне попадалось неизвестное имя: «Папа, кто тут кто?» — «Иди посмотри, есть книга «Кто есть кто»!» В действительности есть такая книга – «Кто есть кто». И я листал эту книгу, читал про разных финансистов, политиков, спортсменов, — одним словом, звезд. Но настоящее «Кто есть кто», представляющее ценность для нас (поскольку нам нравится узнавать что-то о нашем наследии и героях, которые явились до нас, положили начало этому Движению и которым мы сейчас, по мере наших возможностей, служим, представителями которых являемся) – это «Кто есть кто» в гаура-лиле. Кем те личности были в кришна-лиле? Я уже упоминал, что гопи приняли мужские тела! Ух ты!

В «Кто есть кто» — «Гаура-ганнодеша-дипике» — описывается, кем является Харидас Тхакур. Там написано: «Сын Ричики Муни Брахма Махатапа (это не тот Брахма, это мальчик, имя которого было Брахма Махатапа, сын мудреца по имени Ричика Муни) и Прахлад Махарадж, слившись воедино, явились как Харидас Тхакур в играх Господа Чайтаньи. В книге «Чайтанья-чаритамрита» Мурари Гупты рассказывается, что однажды утром Махатапа – мальчик – дал немытые листья Туласи своему отцу, и тот сильно разгневался на него и проклял родиться яваной. («Ты не помыл Туласи перед пуджей? Явана! Родись яваной!» Его папа!) Как следствие, Махатапа Брахма родился в семье яванов как великий преданный Харидас Тхакур».

«Сын Ричики Муни, которого звали Брахма, стал яваной из-за отцовского проклятия, в то время как другой, великий Брахма родился вместе с сыном Ричики Муни – тоже как Харидас Тхакур, а затем к ним присоединился Прахлад Махарадж. Все эти три личности слились воедино в Харидасе Тхакуре».

Итого: маленький мальчик-брахман Махатапа Брахма, сам Брахма и Прахлад Махарадж! Три личности. Я попытался было это понять, но потом просто принял, как есть. Это по-настоящему круто! Несмотря на то, что в Харидасе Тхакуре уместились три разные личности, традиционное понимание и объяснение наших ачарьев: жизнь Харидаса больше всего перекликается с жизнью Прахлада Махараджи. Он – главный из этих личностей. Например, в семье много человек, но один – главный. Или же среди ваших детей есть главный сын или дочь. В личности Харидаса Тхакура Прахлад Махарадж главнее всех, потому что родился в семье демонов, был полностью погружен в воспевание святых имен, подвергался преследованиям и – в конечном счете – был освобожден Самим Господом. Так же и в случае Харидаса Тхакура.

Вместе с тем, как отмечают некоторые ученые, деяния Харидаса Тхакура во многом перекликаются с деяниями Господа Брахмы, ведь Брахма был наделен неограниченным потенциалом для совершения аскез и покаяний, так же как и Харидас Тхакур. Поверьте мне, сидеть 22 часа в сутки: Харе Кришна, Харе Кришна, — и не думать о завтраке, обеде или ужине… или о том, что в интернете… Подтверждение его аскезы – в его врате повторять 192 круга в день и находить при этом время для проповеди! Но – внимание! Прабхупада говорил, что хотя он является ачарьей, а ачарья – это в буквальном смысле «тот, кто учит на своем примере», мы должны проявлять большую осторожность и не пытаться подражать ему. Если бы мы попытались сесть и… Некоторые преданные пытались даже во времена Прабхупады… Помните, был один преданный, который приехал из Нью-Йорка на майяпурский фестиваль, но не хотел совместно с другими преданными совершать нама-санкиртану, ушел в поля: «Сейчас я покажу им, что такое настоящее воспевание!» Он пытался читать огромное количество кругов в день, а потом пропал. На Прабхупаду это не произвело впечатления.

Мы не можем имитировать, потому что мы не на том уровне, наше сердце сильно загрязнено, ум слишком беспокойный. Может быть, когда-нибудь в будущем — да. Прабхупада дал посвящение в бабаджи одному из моих духовных братьев – Удалами, который был болен раком. Он сказал ему: «Ты! Сиди и воспевай весь день!» Но преданные приносили ему маха-прасадам и все такое, и он отвлекся, переключился и уехал домой. Это сложно. Может, когда-нибудь мы сможем… Это наша цель – воспевать. Киртанийад сада харих – 24 часа в сутки.

Следовать по стопам – значит хранить верность нашему собственному обету повторять 16 кругов в день, как предписывал наш ачарья Его Божественная Милость Шрила Прабхупада. Именно ачарья решает и при необходимости идет на уступки, чтобы последователи могли перенять традицию. Когда Прабхупада только приехал в Америку, то говорил: «Шестьдесят четыре!» Представьте себе! Парни, до этого бродившие по улицам, с длинными волосами, три часа назад принявшие последнюю дозу ЛСД, – «Шестьдесят четыре круга в день!» — «Вах!» Затем – тридцать два, а затем – минимум шестнадцать. И если вы повторяете шестнадцать, то получите то же благо, что и человек, повторявший шестьдесят четыре, — по милости Прабхупады. Подобно тому как Господь Чайтанья – самое милостивое воплощение, Его самый милостивый представитель – Шрила Прабхупада. Не злоупотребляйте этим, повторяйте шестнадцать кругов в день. Прабхупада пишет в комментарии к «Шримад-Бхагаватам», что это – самое важное наставление духовного учителя.

Прабхупада организовал наше Движение таким образом, чтобы мы смогли стать похожими на Харидаса Тхакура. Однажды один преданный, сидевший в окружении других, сказал Прабхупаде: «Прабхупада, я хочу быть таким же, как вы!» И другие ученики зашикали на него: «Как ты смеешь? Это оскорбление! Ты не смеешь говорить, что хочешь быть таким же, как Прабхупада! Ты не на том уровне!» А Прабхупада ответил: «Нет-нет, это именно то, чего я хочу: чтобы мои ученики уподобились мне». Мы не стремимся стать Богом, но стремимся приобрести Его качества. Не хотим стать духовным учителем, а хотим стать достойными его представителями. Мы хотим стать чистыми, уполномоченными – не во имя славы и почестей, а для того, чтобы стать верными слугами нашего Гуру Махараджи, инструментами в его руках. Не хотим походить на тупой скальпель в руках хирурга, а хотим быть острым скальпелем! Мы хотим быть образованными, чистыми, уполномоченными – для того, чтобы порадовать нашего духовного учителя, еще больше людей привести к его лотосным стопам. «Прабхупада» означает «учитель, у стоп которого сидят все другие учителя». И мы хотим привести больше людей. Мы должны достигнуть этого возвышенного положения.

Прабхупада учредил наше Движение ради того, чтобы мы могли заниматься всем тем, чем занимался Харидас Тхакур. Не стать Харидасом, но следовать по его стопам. Мы можем воспевать и выходить на улицы, проповедовать! Можем следовать этой формуле. Прабхупада так разумно организовал ИССКОН! С тех пор Движение немного изменилось, поскольку все меньше преданных живет в храмах, а все больше – в своих домах, но наши дома могут стать храмами, если мы должным образом будем следовать девяти методам преданного служения и руководствоваться правильными мотивами. Бхактивинода Тхакур как-то сказал: «В один прекрасный день я проснулся и увидел, что мой дом превратился в Голоку Вриндавану!» Правда? Для семейных людей святым местом, ашрамом, в котором они служат своему гуру, является их дом, не что-то иное. Их дом – спутник храма. Да, мы ходим в храм по большим праздникам, на программы, но наш дом обладает не меньшим могуществом, если мы поклоняемся там Божествам, читаем свои круги, следуем регулирующим принципам, и т.д.

Взваливая на себя бремя любви, мы становимся дороги нашему духовному учителю и обретаем его благословения. Некоторые преданные даже жертвуют своей жизнью во имя миссии! Иисус Христос, Харидас Тхакур – вернее, он почти расстался со своей жизнью, мы обсудим это на семинаре в ближайшие дни.

Проповедовать нелегко. Харидас Тхакур наслаждался своим нама-бхаджаном, но, повинуясь приказу Махапрабху, отправился проповедовать и натолкнулся на мощное сопротивление. Я слышал, как Прабхупада сказал однажды в Женеве: «До того как Кришна явился во Вриндаване, там не было ни одного демона. Но как только Кришна появился божественным образом в Матхуре, то каждый день приходил туда какой-нибудь демон». Стоит лишь Господу явиться в этом мире, наполненном завистниками… Этот мир – мир зависти, ведь ей подвержены все в большей или меньшей степени: полубоги – в меньшей, а змеи с низших планет – в большей. Зависть – самый распространенный здесь грех. Прабхупада говорил, что в духовном мире есть многое из того, что есть в нашем, но единственное — там нет зависти. Мы покинули духовный мир из-за капельки ревности, зависти.

Харидас Тхакур был готов пожертвовать своей жизнью. Он пошел проповедовать, зная: ракхе кришна маре ке, маре кришна ракхе ке. Этот стих распространяется на тех преданных, кто находится на том же, что и он, уровне полного предания себя Господу. Нам хотелось бы примерить этот стих к себе, но находимся ли мы на этом уровне? Кришна вознаграждает пропорционально степени нашей преданности Ему. «Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его» [Б.-г. 4.11]. Поэтому если вы действительно хотите это испытать: ракхе кришна маре ке, маре кришна ракхе ке – «никто не сможет убить того, кто находится под защитой Кришны, но если Кришна захочет убить кого-либо, никто не сможет защитить его», — тогда вы должны полностью предаться. Именно в этом красота Харидаса: «Не бойтесь, выходите и проповедуйте божественное послание!» Бхактивинода Тхакур поет: «Когда же проявится мое сострадание ко всем падшим душам? И тогда, в смиренном умонастроении, я отправлюсь проповедовать божественное послание».

Прабхупада как-то раз сказал, что если нет оппозиции… — «О, прабху, дела у нас идут так хорошо, правительство нас любит, церковь нас не беспокоит, никто не…» — «Да! Потому что вы не проповедуете!» Прабхупада говорил, что если нет оппозиции, то значит, что и нет проповеди. Итак, не надо бояться, надо проповедовать.

И я хотел бы этим утром, как и в последующие дни, процитировать напоследок «программное заявление» Харидаса Тхакура. Я взял эту цитату из восьмой главы «Харинама-чинтамани» Бхактивиноды Тхакура. Здесь Харидас Тхакур проповедует своим последователям, равно как и своим «внукам» и «правнукам». Это – необычайно важное послание, которое каждый преданный в Движении сознания Кришны должен поместить в своем сердце. Я хотел бы именно эти слова сделать своим программным заявлением. Как вам известно, я дал наставление своим ученикам заучить их и произносить каждое утро перед чтением джапы. Их произнес Харидас Тхакур.

«Святое имя – чистейшая форма знания; наилучшая из врат (обетов) и вершина медитации.

Оно дает самые благоприятные плоды; оно есть величайшее отречение и неоценимая духовная деятельность.

Оно – самое благое из всех святых занятий; оно – наивысший путь самоосознания.

Оно предлагает наивысшее освобождение и цель и есть наивысшее место назначения.

Оно – лучшее преданное служение и наилучшее средство очищения.

Оно дарует любовь к Богу и есть сама суть памятования о Нем.

Оно – причина всех причин, Высшая Абсолютная Истина, наивысший объект почитания, высший духовный учитель и гид».

Шрила Харидас Тхакур ки – джая!

НАШИ ПРОЕКТЫ

Вегетарианское кафе Говинда

Маха-мантра йога

Вегетарианский детский садик «РАДА»

УчиШастры

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Клуб Психология 3000

Клуб Благость

Пища жизни

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Адрес: Омск, ул. 10-я Северная, 42

Тел: 8 (913) 975-32-08