О ВАЖНОСТИ ПЕРВОГО ПОСВЯЩЕНИЯ

Шрила Прабхупада придавал очень большое значение первому посвящению, хотя в других направлениях или течениях Гаудия-сампрадаи первому посвящению не придают большого значения. Для них это что-то вроде какого-то поощрения, которое, в общем-то, никого ни к чему особенно не обязывает. Человеку как бы говорят: «Все хорошо, давай дальше», и считается, что основная связь происходит, когда человек получает мантру во время дикши.

Но Шрила Прабхупада поменял эту традицию. Есть очень серьезные основания, на которых он это сделал. Он прекрасно понимал, что для его западных последователей медитация на гаятри-мантру не будет очень эффективной. Гаятри-мантра подразумевает определенную степень чистоты ума, сосредоточенности, и мы можем практически видеть, что очень мало кто получает реальный вкус просто в силу того, что ум слишком возбужден. Человек не может сосредоточить на этих внутренних звуках гаятри-мантры сознание. Поэтому Шрила Прабхупада акцент сделал на Харе Кришна мантре, уповая на могуществе святого имени. В конце концов, в святом имени есть все, если мы правильно святое имя повторяем.

Он сделал именно это первое посвящение главным посвящением, когда происходят обеты, то есть когда возникает ситуация взаимной ответственности, когда учитель принимает ответственность за ученика, а ученик принимает ответственность за то, чтобы развивать отношения с духовным учителем.

Очень многое зависит от того, насколько правильно и тот и другой исполняют свои обязанности. Ученик должен занимать это положение ученика, то есть как бы того, кто принимает. Чтобы научиться чему-то, очень важно занимать правильное положение принимающего. Мы все привыкли находиться в положении агрессивном, в положении дающего. Положение принимающего, строго говоря, – это некий женский менталитет, условно говоря. Это не значит, что мужчины не могут в этом положении находиться, но им нужно принять определенное настроение. Настроение ученичества значит настроение принятия, настроение служения, настроение смирения.

Это, в сущности, самое главное. Я не смогу ничего принять, если у меня не будет правильного состояния, если у меня будет состояние, противоположное этому. Учитель может многое дать ученику, если ученик принимает это, и ученик может очень многое получить, если он находится в правильном настроении. Шрила Прабхупада говорил об этом, он говорил, что учителя есть, а учеников мало в наше время.

© Бхакти Вигьяна Госвами
Диск «Сердце садху», л. 6, встреча с учениками, Нижний Новгород, 22.01.2012 г.
#бвгм #bvgm #бхакти_вигьяна_госвами